Концерт "Vox clamantis"

Автор: Benedicamus Domino. Опубликовано в Новости

В программе, как это явно видно по афише, было заявлено григорианское пение. Не знаю, как основную публику, а нас именно это и привлекло. В результате ансамбль исполнил ровно два григорианских произведения, все остальное время было посвящено почти исключительно эстонской музыке XX-XXI веков. Почему сделаны такие изменения, не знаю. Можно было бы спросить у организаторов на официальной страничке ВКонтакте, но, ей-Богу, лень ради этого заводить аккаунт. Впрочем, публику (зал был далеко не полон: все-таки сказывается отсутствие рекламы) это, по-видимому, сильно не расстроило. Благодаря исполнению хора концерт, несомненно, получился очень удачным.

В программе доминировал Арво Пярт ("Kleine Litaniae", фрагмент из Евангелия от Луки, "The Deer's Cry" и многое другое), ансамбль также исполнил по одному произведению Хелены Тульве и Тыниса Кауманна. Концерт состоял полностью из духовной музыки.

Это можно не читать

Честно говоря, на мой вкус программа получилась монотонной. Духовная музыка Пярта очень разнообразна в смысле нюансов, но мало различается общим характером. Когда квартет солистов пел "Summa" ("Верую"), мне пришло в голову, что с таким же успехом слова Символа веры можно было бы заменить на "Слава в вышних" или вообще пролог Евангелия от Иоанна - музыка от этого ровно ничего бы не потеряла. Вопреки вековой музыкальной традиции, даже слова "crucifixus etiam pro nobis" почти никак не отражены в музыке. За нюансами (ритмической игрой, неожиданными диссонансами и вступлениями голосов на полуслове) следить интересно - и даже очень интересно, с учетом мастерского исполнения. Но не в течение полутора часов.

Прежде всего о собственно музыкальной части. В ансамбле двенадцать певцов (четыре женщины и восемь мужчин - прекрасное соотношение). Женские голоса, честно говоря, не впечатлили. Как выяснилось, есть и альты, но в общем четырехголосии было слышно лишь высокие сопрано, которые сильно выделялись на фоне преимущественно мужского хора. Мужчины несравненно лучше. Превосходные тенора, благородные (и, как оказалось, мощные) басы, один из которых исполнял также партию контр-тенора. Тембры не поражают, ничего особенно красивого с точки зрения академического вокала. Но все голоса, особенно мужские, очень выровнены во всех регистрах (были некоторые проблемы на верхах), гибкие, разработанные. Певцам прекрасно удается и кантилена, и нон-легато. Для средневековой и современной духовной музыки, которая и составляет репертуар ансамбля, подходят как нельзя лучше.

Ансамбль. Ну, что сказать? Гармония идеальна в многоголосии, в одноголосии безупречный унисон. К звучанию ансамбля никаких замечаний и быть не может. В небольшом зале эстонской церкви ансамбль пел негромко, что вполне оправдано. Только сильное крещендо басов в одном из последних произведений показало, какой у певцов потенциал. Можно себе представить, как шикарно звучал бы "Vox clamantis" в помещении с богатым эхом.

Особенно хочется отметить взаимодействие дирижера и певцов. Жесты Яана-Эйка Тульве в современной музыке мелкие и очень точные. Фактически, он показывает только вступления голосов и такт. Поскольку большинство исполненных произведений по динамике достаточно однообразны (особенно это касается Арво Пярта), то все внимание было сконцентрировано на точности интонации, ритмического рисунка и идеальной синхронности исполнения. Что и было с блеском сделано. Мне понравилось доверие дирижера к певцам. Большинство из них исполняло соло в том или ином произведении. В сольных фрагментах Тульве давал певцу вступление - и отстранялся, предоставляя солисту полную самостоятельность. 

Наконец, о григорианском хорале. Как уже упоминалось, прозвучало только два произведения: интроит "Gaudeamus... Mariae Virginis" и некое "Kyrie" (отсутствие дальнейших пояснений в программке позабавило) - если я не ошибаюсь, речь шла о Kyrie "Deus sempiterne". Интроит (с сольным версусом без Gloria Patri) был исполнен в очень модной сейчас манере "новой солемской школы". Если традиционная "старо-солемская" школа требует безупречно ровного исполнения, практически одинаковых длительностей для всех звуков, то новая опирается на представление о том, что длительность невм была неодинаковой. Обычно это приводит к довольно карикатурному исполнению. "Vox clamantis" этой ловушки избежал - честь и хвала музыкальному чутью и такту дирижера. Интроит приобрел более свободный, живой, импровизационный характер, и это никак не отразилось на стройности исполнения: все спели "единым гласом", без малейшего расхождения.

Kyrie пели антифонно. Все три сегмента Kyrie, Christe и последнего Kyrie разные, что не позволяет исполнять его по "новусордошной" схеме 2 + 2 + 2. Однако, видимо, Тульве решил обыграть ситуацию смешанного хора, потому что отказался и от традиционного способа строгого чередования солистов и хора. Первый сегмент исполняли женщины, второй мужчины, третий хор пел целиком. Так же было спето и последнее, девятое Kyrie.

Что понравилось, а что показалось. Исполнение, как и в многоголосии, очень ладное, вступления безупречны (с дикцией хуже). Мне лично не хватило динамического разнообразия (говоря русским языком, тесисов). Возможно, это требования акустики (эха нет), возможно, стиль самого Тульве. В григорианском хорале еще сильнее хотелось послушать ансамбль в нормальном храме. Манера дирижировать говорит о том, что произведения также выучены досконально: здесь, наоборот, дирижер дает очень широкий, общий жест, словно усиливая кантилену хора. Певцы фактически поют самостоятельно. Это очень здорово.

Резюме. Ансамбль замечательный, слушать их одно удовольствие. Но над разнообразием программы хорошо бы подумать. По крайней мере, не заманивать (часть) зрителей неисполняемыми обещаниями. Какой в Петербурге интерес к григорианскому хоралу, было видно по переполненному храму Св. Екатерины на концерте французского григорианского хора. А от концерта "Vox clamantis" остались положительные впечатления, но... легкая обида тоже.

 

 

 

Плагины Joomla