Немного о невменной нотации

Как нам уже известно, квадратная нотация – сравнительно позднее изобретение. Она появляется не ранее XI века, и ряд теорий возводит ее даже непосредственно к Гвидо Аретинскому. Григорианский хорал в пору своего расцвета записывался при помощи иных знаков.

Появление нового типа нотации, принципиально отличающегося от предыдущих, всегда связано с серьезным сдвигом в музыкальной практике. Григорианский хорал, который благодаря изобретению Гвидо стал записываться на четырех линейках, – то есть, обрел систему записи, фиксирующую высоту и интервальное соотношение между отдельными тонами, в квадратной нотации не нуждался. Ее появление естественно связывать с распространением в XI веке техники так называемого свободного органума.

Само по себе церковное двухголосие возникло значительно раньше. В конце IX века фиксируется параллельный органум – вид двухголосия, в котором голоса движутся синхронно и параллельно, сохраняя между собой один интервал (обычно это квинта). Такой тип органума вполне мог быть записан традиционной невменной нотацией и даже без использования линий. В свободном же органуме голоса хотя и движутся по-прежнему синхронно («звук против звука»), но мелодическая линия второго голоса не тождественна первой: голоса могут идти не только параллельно, но и двигаться в противоположные стороны – навстречу друг другу или расходясь. Такое усложнение техники и потребовало изменений в системе записи.

Квадратная нотация представляет собой способ записи, в котором мельчайшей единицей становится уже не невма, как то было раньше, а отдельный звук. Именно в этом на тот момент нуждалась музыкальная практика.

Таким образом, как ни странно это звучит после всех изученных нами тонкостей квадратной нотации, она не является для григорианского хорала ни родной, ни наиболее подходящей. Широкое распространение квадратной нотации в современном мире – следствие как ее диастематического характера (то есть, фиксированной высоты и интервального состава, чего нет в большинстве собственно невменных нотаций), так и простоты и понятности для современного человека, привыкшего к классической пятилинейной записи. Квадратная нотация обозначила переход от григорианского хорала, через формы полифонии, тесно с ним связанные, к не-григорианским стилям средневековой музыки.

Вдобавок ко всему сказанному, хорошо бы всегда помнить, что используемая в нынешнем григорианском «мейнстриме» квадратная нотация не тождественна квадратной нотации XI-XIII веков. Это вариант, выработанный и предложенный в XIX-XX веках палеографической школой Солема, об ограничениях и недостатках которого мы уже говорили (и еще при случае поговорим). Если мы хотим более тонкого прочтения григорианского текста, если мы хотим понять внутреннее строение невмы и воочию убедиться в парадоксальном утверждении, что мельчайшей единицей хорала является не тон-звук, а неделимая невма, – мы вынуждены обращаться к невменной нотации в строгом смысле слова, то есть к курсиву.

К счастью, благодаря тем же солемским бенедиктинцам такая возможность вполне доступна: Солем издает Graduale triplex – вариант римского Градуала, в котором каждая "квадратная" строчка сопровождается двумя строчками курсивной записи – санктгалленской и ланской нотаций. С которыми мы сейчас и начнем знакомство.

 

Почему Санкт-Галлен и Лан

В Средние века существовало несколько важных центров распространения хорала. Не только каждая область средневековой Европы, но и многие крупные монастыри и кафедральные соборы располагали собственной школой и собственной традицией пения. Это справедливо и для эпохи унификации, наступившей в результате реформ Григория Великого. Однако, говоря о невменной нотации, мы будем подразумевать в первую очередь традиции двух школ, оказавших наибольшее влияние на европейскую церковную музыку – санктгалленской и ланской.

Бенедиктинское (естественно) аббатство Святого Галла, иначе санктгалленский (Sankt Gallen в немецкой традиции), или сенгальский (Saint-Gall во французской), монастырь, был основан в 613 году на территории нынешней Швейцарии. Благодаря прекрасному скрипторию, художественной мастерской и библиотеке монастырь стал одним из крупнейших культурных центров в германских областях Европы. Традиция римского – григорианского – пения была заложена в монастыре по инициативе Карла Великого и слилась с собственной мощной певческой школой. Адиастематическая нотация Санктгалленского монастыря считается не только одной из древнейших, но и одной из наиболее изученных григорианских невменных нотаций. Ареал ее распространения – Центральная Европа. В Graduale triplex санктгалленская нотация дана нижней строкой красного цвета.

Название ланской (иначе мессинской) нотации происходит от города Лан (Laon) в Пикардии, где были созданы важнейшие кодексы этой нотации. Второе название – мессинская – связывает этот тип записи со школой при кафедральном соборе Меца, важного центра церковной музыки. Именно в Меце в 754 году была основана schola cantorum, в которой вырабатывался новый тип богослужебного пения, объединивший галликанские и старо-римские традиции, – григорианский хорал. Ланская нотация была распространена на севере Франции, а также в некоторых районах Италии. В Graduale triplex она дана верхней строкой черного цвета.

Санктгалленская и ланская традиции не одинаковы: не только изображения невм, принятые условные знаки, но часто и сами напевы не совпадают. Совместить их и «выбрать нечто среднее» не всегда возможно, да и не нужно. Мы познакомимся с обеими нотациями, но в практической работе нашего хора в качестве основной принята нотация Санкт-Галлена.

 

 

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.