Общие правила распевания тонов

Хотя каждый тон индивидуален, но существует несколько общих правил, которые действуют в любом тоне.

1. В Средние века в латинском языке уже не различались долгие и краткие гласные, как в классической латыни, и григорианский хорал ориентируется не на квантитативное, а на более привычное нам силовое ударение.

В норме оно падает на предпоследний слог слова:

-us

mi-se--re

a-po-sto--rum

á-men

Но возможно акцентирование и третьего слога от конца:

-mi-nus

a-po-stó-li-cam

Ie--sa-lem

Spi--tu-i

Односложные слова (me, te, est) всегда безударны и образуют с предыдущим словом синтагму, имеющую только одно ударение – на третьем или даже четвертом слоге от конца синтагмы.

con-ser--bis me

cre-á-ta sunt

-ster est

ár-gu-as me

Все это влияет на распев.

Вернемся к нашей схеме из предыдущего урока:

Основная схема (она показана черными, закрашенными невмами) рассчитана на нормативное словесное ударение на предпоследнем слоге. "Ae-gyp-to" – акцент на предпоследнем слоге, нормативный:

Незакрашенная, белая невма

показывает нам, как распевать тоновую схему, если ударение падает на третий слог от конца. Рассмотрим другой пример того же IV тона:

Ударение в слове "Dominum" падает на третий слог от конца: "Do-mi-num". Ударный слог, как и в египетском примере, поется на punctum ми. Но, так как после ударного слога нужно спеть не один, а целых два слога, вставляется еще одна, дополнительная невма – та самая, что обозначена белым цветом. Еще примеры:

"Si-on" – ударение на предпоследний слог, никаких добавочных звуков нет. Незакрашенный punctum на схеме в этом случае не поется.

"Bar-ba-ro" –  ударение на третий слог от конца. И вот здесь незакрашенная невма как раз на месте: слово распевается на звуки до-ля-ля.

 

2. Существуют случаи, когда последние несколько слогов строки распеваются на определенные невмы независимо от положения ударного слога.

Две различные строки из псалма De profundis. Как видно, ударение падает на самые разные слоги (они подчеркнуты): "o-ra-ti-o-nem me-am" и "quis su-sti-ne-bit". "Quis", хотя и односложное, в данном контексте по смыслу образует синтагму с "sustinebit", а не с "Domine" (Domine / quis sustinebit? – Господи, / кто устоит?) и является ударным. Независимо от ударений, на оборот terminatio (trigonclivispunctumpunctumpodatus) распеваются пять последних слогов.

Другие строки того же псалма:

"in vo-cem de-pre-ca-ti-ó-nis me-ae"

"ma-gis quam cu-stó-des au-ró-ram"

"spe-ret I-sra-el in Dó-mi-no"

Самое главное в таких случаях, не обращать по привычке внимания на ударные и безударные слоги.

 

3. Некоторые тоны, как оффиция, так и Мессы, имеют несколько вариантов terminatio. Общие принципы распева тона (положение сильного слога или распев последних пяти слогов) не изменяются. Меняется только мелодический рисунок. Эти варианты называются дифференциями (лат. differentia – различие). Обозначаются они так: IVe – дифференция "е" четвертого тона, Vg – дифференция "g" пятого тона. Латинская буква указывает, на каком звуке заканчивается напев: 

a = ля, b = си, c = до, d = ре, e = ми, f = фа, g = соль

Это дифференции a, b, c, c2 и d VII тона. В тонах Мессы дифференций значительно меньше.

 

Добрый совет:

Бывают строчки длинные, бывают строчки короткие. Поэтому схему тона лучше начинать подставлять с конца строки – mediatio и terminatio. Эти обороты есть в любой строке. И только потом – initio и тенор, которого может вообще не быть.

 

 

 

 

 

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.