Тоны мессы – II тон
Второй тон проще первого. Дифференций у него нет.
Схема второго тона:
– initio: punctum до + clivis ре-до + podatus до-фа на первые три слога строки.
– tenor: на звуке фа.
– mediatio: пять последних невм – clivis фа-ми + podatus фа-соль + punctum соль + podatus фа-соль + punctum фа. Второй podatus фа-соль попадает на последний ударный слог строки. Если ударение на предпоследнем слоге, то после него идет один punctum фа, если на третьем слоге от конца – два (обратите внимание на незакрашенную невму). Три слога, предшествующие ударному, распеваются на первые три невмы mediatio.
– начало второй строки: clivis фа-ре + podatus ре-фа на первые два слога второй строки.
– tenor: на звуке фа.
– terminatio: punctum соль + clivis фа-ре + punctum фа + clivis ми-до + torculus ре-ми-ре. На эти пять невм поются пять последних слогов строки независимо от ударений.
Пример:
Qui regis Israel intende,
qui deducis velut ovem Ioseph.
– mediatio: последнее ударение строки на слоге "ten" в "in-ten-de". Он поется на второй podatus фа-соль, и, так как это предпоследний слог, после него только один punctum фа – на слоге "de". Теперь отсчитываем от ударного слога три слога назад: "(I-)sra-el in-(ten-de)" – и распеваем их на первые три невмы mediatio.
– initio: три первых слога – "qui re-gis"
– tenor: слог "I" на фа.
– terminatio: пять последних слогов – "lut o-vem Io-seph". На ударения внимания не обращаем. Распеваем на последние пять невм В результате должно получиться так:
– начало второй строки: два первых слога – "qui de-'.
– tenor: на звуке фа со слога "du-".
Пример стиха с дополнительным звуком в первой строке:
Последнее слово строки "da". Как односложное ударения не несет и образует синтагму с предыдущим "regi": "re-gi-da" – с ударением на третьем слоге от конца. Поэтому после podatus'а фа-соль следует дополнительный punctum. И три предшествующих слога распеваются, как обычно.
Со II тоном все.