Тоны мессы – V тон

Несмотря на внешнюю простоту мелодики пятый тон с двумя дифференциями Va, Vg не так прост.

Схема пятого тона:

initiopunctum фа + punctum ля + punctum до на первые три слога строки.

tenor: на звуке до.

mediatio: punctum ре + punctum ре + punctum до. Последний ударный слог в строке выпадает на второй punctum ре. После него, согласно общему правилу, либо один punctum до (если ударный слог предпоследний в слове), либо два (если он на третьем слоге от конца). Первый punctum ре всегда падает на слог, предшествующий ударному.

начало второй строкиpunctum ля + punctum до на первые два слога.

tenor: на звуке до.

terminatio (по дифференции a): punctum ре + punctum си + punctum до + punctum ля. На punctum до попадает послдний ударный слог. После него либо одно, либо два ля в зависимости от положения ударения, по общему правилу. Punctum ре совпадает с предпоследним ударением строки: и после него также одно либо два си, по общему правилу ударений.

Посмотрим пример:

Psallite Domino sancti eius:

et confitemini memoriæ sanctitatis eius.

mediatio: Последнее ударение – "ei" в слове "e-ius", оно нормативное, поэтому "ei" идет на второй punctum ре, "us" – punctum до. Слог перед ударным – "ti" – попадает на первое ре.

initio: три слога "Psal-li-te" на первые три невмы..

tenor: на звуке до со слога "Do".

terminatio: последний ударный слог – "ei" в "ei-us", ударение нормативное: "ei-us" – punctum до + punctum ля. Предыдущее ударение – "ta" в "san-cti-ta-tis", также на предпоследний слог. "ta" падает на punctum ре, "tis" – на punctum си.

начало второй строкиpunctum ля + punctum до на слоги "et con".

tenor: со слога "fi".

Примеры с дополнительными звуками:

"terra et orbis" пример нормального mediatio. Ударный слог "or", после него один punctum на "bis", до него слог "et" на первое ре.

"Do-mi-ne": ударение на третьем слоге от конца, поэтому появляется дополнительный punctun до.

Остальные примеры касаются второй строки:

– "tu es De-us": с "Deus" все понятно. "tu es" образуют синтагму, ударение в которй падает на предпоследний слог "tu".

"fa-ci-e ei-us": в слове "eius" ударение нормативное, все идет по основной схеме. "facie" же имеет ударение на третьем слоге от конца: отсюда дополнительный punctum си.

пример с двумя ненормативными ударениями: "Do-mi-ni i-bi-mus": два дополнительных звука punctum си и punctum ля.

"col-lau-da-ti-o": ударение на третьем слоге от конца, нужен дополнительный звук. При этом само слово очень длинное пять слогов. Поэтому слоги, предшествующие ударному, приходится распевать, не обращая внимание на ударения.

И два еще более интересных примера:

"li-be-ra me". "me" как односложное слово, да еще последнее в синтагме, безударно. "ra" последний слог слова, безударен по определению. Если мы примем за последнее ударение (и, соответственно, punctum до) слог "li", это потребует двух дополнительных звуков, что V тоном не допускается. Единственный вариант: принять "li" как первое ударение (падающеена punctum ре) и считать дальше от него.

"tu-am a me". Схожая ситуациея. Ни один из четырех слогов, кроме первого, не может нести на себе ударения. Ставим "tu" на punctum ре и распеваем остальные подряд.

Дифференции V тона:

Самое простое, что есть в этом тоне. Вся разница в распеве последнего слога второй строки.

 

 

 

 

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.