Тоны мессы – VIII тон

Восьмой тон (дифференции VIIIg и VIIIg2)

Схема восьмого тона: 

initio: punctum соль + clivis ля-соль + podatus соль-до на первые три слога строки.

tenor: на звуке до.

mediatio: clivis до-си + podatus до-ре + punctum ре + podatus до-ре + punctum до. Второй podatus до-ре поется на последний ударный слог. После него может быть один или два punctum'а в зависимости от расположения ударения, по общему правилу. Три слога перед ударным распеваются на невмы clivis до-си + podatus до-ре + punctum ре, независимо от ударений. 

начало второй строки: clivis до-ля + podatus ля-до на первые два слога.

tenor: на звуке до.

terminatio (по дифференции g2): trigon до-до-си + podatus соль-ля + clivis до-си + punctum ля + punctum соль.Последнее ударение попадает на punctum ля. Если это предпоследний слог, после него сразу будет punctum соль. Если слог третий от конца, то после него будет еще один, дополнительный punctum ля (именно ля, не соль!). Три предшествующих ударному слога распеваются подряд на первые невмы terminatio.

Пример:

Domine Dominus noster:

Quam admirabile est nomen tuum+

in universa terra.

mediatio: последнее ударение на слоге "nos" из "nos-ter". Оно падает на предпоследний слог, поэтому слово поется на podatus до-ре + punctum до, без дополнительных звуков. Отсчитываем три слога перед ударным: "Do-mi-nus", они будут распеваться на первые три невмы mediatio, clivis до-си + podatus до-ре + punctum ре.

initio: три слога "Do-mi-ne" на первые три невмы.

tenor: эта строка короткая, все слоги уже заняты. Поэтому собственно на теноре ничего не поется.

terminatio: также смотрим на последнее ударение: "ter" в слове "ter-ra", также нормативное, поэтому слово распевается без дополнительных звков на punctum ля + punctum соль. Три слога, предшествующие ударному: "ni-ver-sa", распеваем на первые три невмы terminatio.

начало второй строки: "quam ad" поются на clivis до-ля + podatus ля-до.

tenor: все остальные слоги. Обратите внимание на значок + после слова "tuum". Это знак флексы, разделение слишком длинной второй строки на две. В псалмовых тонах мессы флекса мелодически никак не выражается: нужно просто сделать на этом месте паузу и перевести дух...

Другие примеры первой строки:

– "Al-tis-si-mi" – случай, когда ударение падает на третий слог от конца. Это вызывает появление после podatus'а до-ре еще одного звука до.

– "de-co-rem in-du-tus est". "est" односложное слово, не несет самостоятельного ударение. В образовавшейся синтагме ударение падает на третий слог от конца: "du". Поэтому после него два punctum'а до. Три слога перед ударением – "co-rem in" – распеваются на первые невмы mediatio.

Примеры второй строки:

– в этих двух примерах: "com-mo-ra-bi-tur" и "et prae-cin-xit se" ударение падает на третий слог от конца слова или синтагмы. Это требует появления дополнительного punctum'а ля.

Дифференции VIII тона:

Обе диффиниции заканчиваются на звуке соль (g). Более сложная называется VIIIg, более простая и распространенная – VIIIg2.

 

 

 

 

 

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.