Интроит

Опубликовано в И

Интроит (лат. introitusвход, вхождение) – фрагмент псалма с антифоном, который поется в то время, когда целебрант со служителями входит в церковь и идет к алтарю, шире – любое песнопение, исполняемое в этот момент. Интроит является частью проприума Мессы.

Другие названия: в римском обряде – psalmus ad introitum, antiphona ad introitum, входной антифон; в галликанском обряде – antiphona ad prelegendum; в амвросианском – ingressa; в мосарабском, картезианском, доминиканском и кармелитском обрядах – officium.

История

Интроит упоминается уже в первых антифонариях (Григорианский антифонарий Монпелье, Санктгалленский манускрипт – VII в.). Согласно указаниям "Ordo Romanus Primus" (VI-VII в.), когда зажжены свечи и все готово к Мессе, певцы становятся по обе стороны алтаря и руководитель хора немедленно начинает входной антифон («antifona ad introitum»). Диакон, услышав голос певцов, дает знать понтифику, и процессия выходит к алтарю (OR I, 8).

Первоначально, интроит представлял собой полный псалом с Gloria Patri и Sicut erat, сопровождаемый антифоном, который пелся солистом и повторялся хором, как рефрен. Со временем респонсорное исполнение уступило антифонному, количество стихов сократилось до одного: единственной задачей интроита стало сопровождение входа, что отражено уже в предписаниях "Ordo Romanus Primus": понтифик после чтения вступительных молитв и приветствия мира подает знак руководителю хора переходить к Gloria Patri, после чего повторяется антифон.

В заупокойных Мессах и Мессах de tempore Великого поста опускается Gloria Patri. В литургиях Страстной Пятницы и Великой Субботы интроита нет, так как нет обычной входной процессии.

OT: хор начинает интроит, когда целебрант приступает к молитвам на ступенях алтаря. Ватиканское издание градуала 1908 г. восстанавливает старый обычай пения интроита во время входной процессии, перешедший после литургической реформы Павла VI и в ординарную форму Мессы. Как и другие части проприума, в тридентской Мессе входной антифон читается целебрантом, независимо от пения его хором (после вступительных молитв).

Схема интроита:

антифон – версус – Gloria Patri – антифон

Антифон: "Laetabitur justus in Domino, et sperabit in eo: et laudabuntur omnes recti corde". Псалом: "Exaudi Deus orationem meam cum deprecor: a timore inimici eripe animam meam". Gloria Patri... Sicut erat... Повтор антифона "Laetabitur justus".

В Пасхальное время к антифону прибавляется двукратная, иногда троекратная аллилуйя.

Поскольку интроит является первой частью проприума Мессы, сложился обычай называть Мессы (собственно говоря, проприум) по первым словам антифона:

Интроит "Requiem aeternam" – месса Requiem.

"Laetare Ierusalem" – месса Laetare, так называется и само четвертое воскресенье Великого поста.

"Gaudete in Domino" – месса Gaudete, также третье воскресенье Адвента.

"Quasi modo geniti infantes" – месса Quasi modo, октава Пасхи (когда Клод Фролло нашел на улицах Парижа маленького горбуна...)

Миссал 1962 г., отсылая к тому или иному проприуму мессы, указывает именно интроит. Так, например, для памяти св. Бонифация, 

Tempore paschali, Missa Protexisti, de Communi Martyrum tempore paschali I loco [15], cum orationibus ut infra. Extra tempus paschale, Missa In virtute, de Communi unius Martyris III loco [6], item cum orationibus ut infra.

(Пасхальное время, Месса Protexisti, из общей Мессы о мучениках Пасхального времени, вариант I [15], с нижеследующими молитвами. Вне Пасхального времени, Месса In virtute, общая Месса о мученике, вариант III [3], также с нижеследующими молитвами)