Коммунио

Опубликовано в К

Коммунио (лат. communio – причащение), antiphona ad communionem, в амвросианском обряде – transitorium, причастный антифон – песнопение, которое исполняется во время причащения народа. Является частью проприума Мессы.

Исполнение песнопений во время причащения фиксируется, по крайней мере, с IV в. "Ordo Romanus Primus" описывает попеременное пение хора и субдиаконов, в то время как понтифик раздает причастие. По его знаку, хор начинает петь Gloria Patri и завершает песнопение повторением антифона. С XII в. коммунио перемещается на момент после самого причащения, приобретая значение благодарственного песнопения; поется один антифон без стихов. Возможно, это было связано с постепенным ростом числа тихих месс и уменьшением причащающихся на высоких мессах. Как и в оффертории, текст коммунио соответствует не литургическому моменту, а тайне дня.

Причастный антифон торжества Пресвятой Крови Христовой (LUs, 1535):

В тридентской форме причастный антифон со стихами сохранился только в заупокойной Мессе (Lux aeterna).

В последнем издании "Graduale Romanum" (1979) к антифону приписаны рекомендуемые стихи псалма, что позволяет использовать его как полноценное причастное песнопение.

Причастный антифон торжества Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы (GR 1979, 631). Под антифоном указаны стихи псалма (здесь из "Магнификат"), которые можно петь с данным антифоном:

Схема коммунио

OT: антифон (+ TP аллилуйя) – Gloria Patri (если положено) – антифон (+ TP аллилуйя)

NO: антифон (+ TP аллилуйя) – версус 1 – антифон (+ TP аллилуйя) – версус (n) – Gloria Patri (если положено) – антифон (+ TP аллилуйя)