Credo (Верую)
Credo (лат. верую) – Никео-Константинопольский Символ веры, который поется во время католической Мессы. Часть ординариума.
Credo, латинский текст и перевод:
|
Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь |
История Credo в Мессе
Чтение Никео-Константинопольского Символа веры на Литургии впервые фиксируется в Антиохии в 471 г., в начале VI века в Константинополе. В Римский обряд он входит не ранее XI века. В Римском обряде Никео-Константинопольский Символ читается только на Мессе, в других случаях используется Апостольский или Афанасьевский. Согласно "Общим наставлениям к Римскому миссалу", Символ веры поется сразу после проповеди обязательно по воскресеньям и в дни торжеств.
Способ пения Credo аналогичен Gloria in excelsis: первую фразу, "Credo in unum Deum", запевает целебрант (допускается начало певчим или всем хором), дальше Символ поется либо всеми вместе, либо антифонно. Пение Символа веры всем народом особенно важно: наряду с Confiteor и Domine non sum dignus, это один из трех текстов Мессы, которые верные произносят от своего собственного имени (от первого лица единственного числа: "Я верую"), а не от лица общины.
Credo представляет собой самый большой текст ординариума. Напев зафиксирован впервые для XI века и представляет собой строгое силлабическое пение с минимальными распевами и многочисленными интонационными перекличками между различными фрагментами, как правило, не совпадающими с членением словесного текста. Graduale Romanum 1871 г. содержит четыре напева Credo и только один запев для священника, одинаковый для всех вариантов Символа веры. Начиная с Ватиканского издания 1908 г. каждый вариант имеет собственный запев. Graduale 1961 г. и аналогичные издания содержат шесть напевов Credo, в целом сохраняющих особенности, присущие наиболее раннему напеву (силлабику и не мотивированную текстовым членением повторность).
Наиболее распространенными на сегодняшний день вариантами являются Credo I и Credo III (по нумерации GR 1961).
Credo I (GR 1961, 59*-61*)