Ординариум и проприум

Все песнопения, которые хор исполняет во время Мессы, делятся на ординариум (постоянные части) и проприум (части, изменяемые в зависимости от литургического времени или праздника).

К ординариуму относятся: Kyrie eleison, Gloria in excelsis Deo, Credo, Sanctus и Agnus Dei.

К проприуму относятся: интроит (входной антифон), градуал (ответный псалом со стихом перед Евангелием), секвенция, офферторий (антифон на приготовление даров) и коммунио (причастный антифон).

Общая схема Мессы (ординарной формы):

рубрики Мессы /

молитвы священника

ординариум

проприум

Начальные обряды 
    Интроит
Вступительный диалог    
Чин покаяния и разрешительная молитва 
Kyrie eleison  
  Gloria in excelsis Deo  
Молитва дня (коллекта)    
Литургия Слова  
Первое чтение    
    Ответный псалом (градуал)
Второе чтение    
    Стих перед Евангелием
    (Секвенция)
Евангелие    
  Credo  
Молитва верных    
Евхаристическая Литургия  
Приготовление даров   Офферторий
Диалог перед префацией, префация    
  Sanctus  
Канон (Евхаристическая молитва)    
Обряд причащения  
Pater noster    
  Agnus Dei  
Причащение священника и верных   Коммунио
Молитва после причащения (post-communio)    
Заключительный обряд  

Тексты оридинариума находятся в любом Чине Мессы. Сами напевы можно найти в разделе Kyriale любого григорианского сборника.

Тексты проприума содержатся в миссале и литургической тетрадке (для ординарной формы это: интроит, псалом, секвенция, стих перед Евангелием и коммунио).

Большие сборники григорианских песнопений (переиздания Graduale Romanum или Graduale Triplex 1979 г. для ординарной формы и Liber Usualis и Graduale Romanum 1961 г. для экстраординарной формы Мессы) содержат весь набор песнопений проприума на каждый день литургического года.

 

NB. Следует обратить внимание, что тексты антифонов последнего издания Римского миссала не всегда совпадают с соответствующими рекомендациями Graduale Romanum или Graduale Triplex. Очень часто григорианских напевов на эти тексты просто не существует или, по крайней мере, они не изданы. Как поступать в таком случае − должен решать руководитель хора вместе с компетентной церковной властью. Можно попытаться подобрать из существующих напевов наиболее близкий по смыслу, можно просто продолжать следовать солемским Градуалам.

 

Песнопения ординариума в Kyriale распределены по так называемым "мессам" − сериям из пяти частей (Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus и заключительное "Ite, missa est", варьирующее напев Kyrie). Иногда в "мессы" включается несколько вариантов Kyrie. Распределение напевов по "мессам" в достаточной мере условно. Исторически полная "григорианская месса" не зафиксирована. Привычные нам сейчас "мессы" "De Angelis", "Cum Jubilo", "Orbis Factor" − в действительности в Средние века не существовали. Они были объединены для удобства и распространились благодаря деятельности солемских бенедиктинцев. Поэтому, строго говоря, вполне допустимо взять Kyrie из одной "мессы", а Sanctus из другой.

То же касается и распределения "месс" по временам литургического года и праздникам. Обозначение той или иной "мессы" как "будничной" или "торжественной" исходит исключительно из ее музыкального характера.

Песнопения Credo также находятся в Kyriale, отдельно от "месс". В настоящее время распространено всего 6 вариантов напева Символа веры. Наиболее популярны 1-й (самый простой) и 3-й (самый известный).

 

NB Не забывайте, что ординариум должны петь прихожане. Не увлекайтесь переменами. Дайте людям привыкнуть. С этой же точки зрения, если ваши прихожане не привыкли к григорианскому пению (скорее всего, так оно и есть), не увлекайтесь сложными мессами. Sanctus всегда непросто выучить. Но Kyrie должно быть таким, чтобы священник − а за ним и прихожане − могли его повторить.