Тоны

"Магнификат II тона", tonus simplex и tonus solemnis, "отец А. поет в древнем тоне, а отец Б. только в римском"… Наверняка вам приходилось слышать эти выражения. Тон – одна из важнейших категорий григорианского хорала, без понимания и владения которой практика церковного пения невозможна. Но в то же время, с эпохи средневековья понятие тона донельзя запутано и затемнено теоретиками сперва хорала, потом и новоевропейской школы.

Более детально мы рассмотрим проблему тона в "Григопедии", а на нашем начальном этапе нам придется использовать несколько рабочих гипотез, не тратя времени на их доказательство.

Итак, что же такое тон, иначе называемый модусом.

Представьте себе обычный разговорный язык. Каждому языку свойственны определенные фонемы, которые складываются в звукосочетания. Сочетание фонем, привычное для одного языка, может быть совершенно неестественным для другого. Это очевидно: к примеру, [чы] никогда не встречается в русском языке, но очень распространено в польском (czy, czysty, czytanie и т. д.). Или для нашего языка типично звукосочетание [про] (прошел, вопрос, просо, простой, напротив), но состоящего из тех же самых звуков сочетания [рпо] мы почти не найдем (разве что "серпом").

Роль таких сочетаний звуков в григорианском хорале играют сочетания невм (это могут быть как сложные невмы внутри слога, так и несколько невм, распеваемых на разные слоги), а роль языка – тон, или модус. На протяжение веков складывались интонационные формулы – сочетания невм, связанные с определенным интервальным составом, то есть расстоянием между звуками по высоте. Устойчивые, то есть, часто встречающиеся группы подобных сочетаний, интонационных формул (можно их называть по-русски попевками), со временем стали осмысляться как самостоятельные системы, получившие название тонов, или модусов.

Таким образом, тон – это система устойчивых интонационных формул средневекового хорала.

Всего в григорианском хорале восемь тонов – это т. н. Октоих (на самом деле, тонов девять. Но девятый, tonus peregrinus"блуждающий тон" используется очень-очень редко).

Наиболее ярко модусы проявляют себя в начале и конце напева. Например:

Характерное начало и конец I модуса.

Начало V модуса.

Конец I модуса.

В середине напева интонационные формулы могут быть не столь характерными и очевидными, более того, нередко встречается т. н. трансформации – модуляции, переходы из одного модуса в другой. Но эти нюансы для нас сейчас важны меньше, чем те самые характерные интонационные формулы в начале и конце.

Благодаря изобретению Гвидо Аретинского, основные напевы григорианского хорала записаны, и перед певцом не стоит задача сочинять или реконструировать их заново. Однако в практике григорианского – церковного – пения регулярно возникает необходимость распевать текст, не имеющий "нотной строчки", буквально соображая мелодию на ходу.

Речь о псалмодии. Молитвы священника, псалмы Литургии часов, версусы антифонов Мессы не прописываются нотами: их слишком много, и это потребовало бы громадного – и совершенно ненужного – труда. Текст просто "распевается" на тот или иной тон (тон версусов всегда соответствует тону антифона) – вернее, на характерные для него интонационные формулы.

Вот схема псалмового тона:

"Нормальный" стих состоит из двух строк:

In exitu Israel de Aegypto,*

domus Jacob de populo barbaro.

Первая строка стиха начинается с иницио (initio) – начального оборота, за которым следует пение-речитация на одном звуке – т. н. тенор (tenor), или реперкусса. Какому звуку соответствует тенор, зависит от тона. В завершение первой строки – формула медиацио (mediatio). Вторая строчка может начинаться прямо с тенора (псалмодия оффиция) или с дополнительной последовательности невм (псалмодия Мессы) и заканчивается терминацио (terminatio) – финальным оборотом.

Иногда стих состоит из трех строк, в конце первой обычно стоит значок +. В таком случае первая музыкальная строка делится как бы на две: первая строка стиха начинается, как обычно, с инициальной формулы, выходит на тенор, но завершается особым оборотом – флексой (flexa). Флекса (лат. flexusизогнутый) в псалмодии оффиция представляет собой ход напева на секунду или терцию вниз (в зависимости от тона), в псалмодии Мессы проще – напев остается на высоте тенора, конец строки обозначается просто небольшой паузой. Вторая строка (после значка +) начинается прямо с тенора и завершается медиацио. Третья строка поется, как в нормальном двухстрочном стихе, завершаясь терминацио.

Проблема в том, что то, как именно будет распеваться псалом, зависит не только от тона (а их, как мы уже говорили, восемь), но и от конкретного текста – а точнее, от словесного ударения.

 

 

 

 

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.