Тоны мессы – VI тон

Шестой тон (дифференции VIf и VIg). Пожалуй, самый сложный из тонов. Особенность его в том, что текст влияет не только на mediatio и terminatio, но и на начала строк.

Схема шестого тона: 

initio: podatus фа-соль + clivis соль-фа + podatus соль-ля. Здесь пока все, как обычно.

tenor: на звуке ля.

mediatio: punctum соль + punctum си бемоль + punctum ля + punctum соль + punctum фа. Второй punctum соль попадает на последнее ударение строки. Если это предпоследний слог, после него один punctum фа, если третий от конца, то два. Предпоследнее ударение в строке попадает на punctum си бемоль. После него также либо один punctum ля, либо два – по общим правилам ударения. Слог перед ним поется на punctum соль.

начало второй строки: punctum фа + podatus соль-ля + podatus ля-до + punctum соль на первые слоги. Podatus ля-до должен выпадать на ударный слог. Иногда, когда ударный слог оказывается по порядку третьим в строке, это получается само собой. Но часто он бывает четвертым. и вот в таких случаях перед podatus'ом ля-до вставляется дополнительный punctum ля (незакрашенный на схеме). Кроме того, как вы видите, начальная формула второй строки непривычно длинная. Из-за этого, когда строка достаточно коротка, слогов не хватает, приходится ее сокращать: остается только podatus ля-до (если нужно по ударению, то и дополнительный punctum ля перед ним), либо строка начинается прямо с тенора. Такое тоже бывает.

tenor: на звуке фа.

terminatio (по дифференции f): punctum соль + clivis фа-ре + punctum фа + punctum соль + punctum фа. Последнее ударение падает на второй punctum соль. Если это предпоследний слог, после него сразу будет punctum фа. Если слог третий от конца, то после него будет еще один, дополнительный punctum фа. Три предшествующих ударному слога распеваются подряд на punctum соль + clivis фа-ре + punctum фа.

Пример распева шестого тона:

Domini est terra, et plenitudo ejus:

Orbis terrarum, et universi qui habitant in eo.

mediatio: последнее ударение на слоге "e" из "e-jus". Оно падает на предпоследний слог, поэтому слово поется на punctum соль + punctum фа, без дополнительных звуков. Предпоследнее ударение – слог "tu" в "plenitudo". Он идет на punctum си бемоль. Он предпоследний слог в слове, поэтому после него только один punctum ля на слоге "do". Наконец, предшествующий ему слог "ni" поется на punctum соль.

initio: три слога "Do-mi-ni" на первые три невмы.

tenor: на звуке ля, начиная от слова "est"..

terminatio: последнее ударение: "e" в слове "eo", это предпоследний слог, слово распевается без дополнительных звков на punctum соль + punctum фа. Три слога, предшествующие ударному: "bi-tant in", распеваем на первые три невмы terminatio.

начало второй строки: podatus ля-до должен падать на ударный слог, скорее всего это второе ударение в строке: "ra" в слове "terrarum", который как раз четвертый от начала. Тогда "or-bis" распевается на punctum фа + podatus соль-ля, а оставшийся слог "ter" – на дополнительный punctum ля. В начальной формуле остается последний звук – соль. Он поется на слог "rum".

tenor: со слога "et".

Другие примеры первой строки VI тона:

– "Ad-ju-to-ri no-stro" – все нормативное, по схеме.

– "con-fi-te-ri Do-mi-no". В слове "Domino" ударение на третьем слоге от конца. Поэтому добавочный punctum фа.

– "si-bi dex-te-ra e-jus". Аналогичный случай, только с первым ударением – "dextera". После него дополнительный звук..

Примеры второй строки: 

– "ne-que ze-la-ve-ris": ударный слог "la" четвертый по счету, поется на podatus ля-до. "neque" – punctum фа + podatus соль-ля. Слог "ze" требует дополнительного звука – ля. Последний слог начальной формулы – соль на слоге "ve".

– "tu-a li-be-ra me", это terminatio. Ищем последнее ударение: "me" – односложное слово, ударения не несет. Ближайший ударный слог – "li" в "libera", то есть, четвертый от конца. Здесь единственный возможный вариант – распевать все подряд, просчитав невмы и слоги от конца к началу...

 – "e-um in sae-cu-la" и "tu-o Al-tis-si-me": эти два примера намного проще. В обоих случаях ударение падает на третий слог от конца, что требует дополнительного звука. Предшествующие три слога распеваются подряд.

Дифференции VI тона:

В завершение разговора про VI тон, хочется заметить, что встречается он не столь часто.

 

 

 

 

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.