Gloria Patri

Если входной или причастный антифон исполняется с псалмом, то перед последним проведением антифона поется малая доксология – Gloria Patri et Filio et Spiritui Sancto. Как и гимн Gloria in excelsis, на Великий пост и в заупокойных Мессах ее не поют. Gloria Patri заслуживает отдельного разговора, так как распевается не совсем так, как обычный псалом того же тона.

Glória Patri et Fílio ’ et Spirítui Sancto * Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу *
sicut erat in princípio ’ et nunc et semper * как было вначале, и ныне и всегда *
et in sæcula sæculórum. Amen и во веки веков. Аминь

NB: Перевод специально дан подстрочный.

Итак, как видно, доксология состоит из трех строк. Первую поют солисты: "Gloria Patri et Filio" – цезура – "et Spiritui Sancto". Дальше вступает весь хор: "Sicut erat in principio" – цезура – "et nunc et semper, * et in saecula saeculorum. Amen".

NB: Обратите внимание, что ударение в слове Spiritui падает на третью гласную от конца: Spi-ri-tu-i.

 

Общие правила распева

– первая строка начинается initio , как первая строка псалма, и завершается mediatio.

– вторая строка начинается так же, как вторая строка псалма, но завершается опять mediatio (потому что это еще не конец).

– третья строка начинается так же, как вторая строка псалма, и завершается terminatio.

В каждом тоне свои нюансы.

 

EUOUAE

Увидев такое в конце схематично выписанной при антифоне Gloria

...начинающий схоляр испуганно отводит глаза, втайне подозревая, что невольно прочел мощное заклинание для изгнания бесов из хористов.

На самом деле, эти нечленораздельные звуки пишутся из самых добрых побуждений. Сравните:

Вот, что это такое: гласные из последних слов Gloria – "saeculorum amen". Согласные убраны ради экономии места. Все из-за того, что если initio распева доксологии еще можно вывести из схемы тона, то terminatio скорее всего будет несколько отличаться. Поэтому его и прописывают отдельно, заодно и уточняя, какую дифференцию следует взять (если, конечно, у данного тона есть дифференции).

Поэтому не надо бояться EUOUAE, а лучше взять себе за привычку петь конец доксологии не по памяти или по шпаргалке, а по специально уже прописанным добрыми людьми нотам.

 

Добрый совет: Постарайтесь запомнить простую закономерность. Во всех тонах, кроме V и VI, первым слогом, который отсутупает от тенора, является ударный слог слова "Spiritui" – "ri". Сейчас мы это увидим на примерах.

 

Первый тон

 

– Первая строка начинается с нормального initio, в mediatio podatus ля-до, как и положено, падает на ударный слог "ri" в "Spiritui". Это то, о чем мы говорили выше: после initio идет долгий тенор, и первая же невма после тенора распевается на ударный слог "Spiritui". Остаток mediatio так же соответствует схеме.

– Вторая строка начинается, как положено второй строке, завершается mediatio. За ударный слог здесь принимается "nunc".

– Третья строка начинается с оборота начала второй строки, в terminatio распеваются пять последних слогов независимо от ударений.

Все три дифференции выписаны.

 

Второй тон

– Initio нормативное. Первая невма mediatio (clivis фа-ми) падает на ударный слог "Spiritui".

– Вторая строка начинается, как положено по тону. Mediatio здесь начинается прямо с "et nunc".

– Третья строка начинается, как вторая. Пять последних слогов распеваются на terminatio.

 

Третий тон

– Нормальное initio, mediatio начинается на слоге "ri" в "Spiritui".

– Во второй строке первая невма mediatio (punctum ре) падает на "nunc".

– Пять последних слогов – terminatio третьей строки.

 

Четвертый тон

– Аналогично предыдущим тонам: нормальное initio, mediatio с ударного слога в "Spiritui".

– В четвертом тоне обе строки начинаются одинаково, так что и думать не о чем. Mediatio во второй строке начинается прямо с "et".

– Четыре последних слога в terminatio.

Две дифференции.

 

Пятый тон

– В связи с очень коротким mediatio, общее для всех тонов правило в пятом тоне не работает. Действуем по схеме: последний ударный слог строки ("San-cto") на второй punctum ре, после него punctum до, перед ним (слог "i") первый punctum ре.

– Вторая строка аналогично: "et sem-per". Ударный слог на втором ре, и два puncta по обе стороны от него.

Terminatio: по схеме. На ре – предпоследнее ударение, на до – последнее.

Также две дифференции.

 

Шестой тон

Шестой тон и в доксологии шестой тон, со всеми своими особенностями.

Initio хорошее, правильное. Mediatio тоже: предпоследнее ударение на си-бемоль (после него два puncta – потому что ударение в "Spiritui" падает на третий слог от конца), последнее на второй punctum соль. Mediatio в шестом тоне начинается со слога "Spi".

– В начале второй строки здесь нет скачка на podatus ля-до (NB!). Соответственно, тенор будет на ля, а не на фа, как в обычной схеме. В mediatio за ударный слог принимается "nunc", остальное поправилам.

– Третья строка начинается с нормативного начала: ударный слог (третий по счету) падает на podatus ля-до. Terminatio: последний ударный слог ("A-men") на второй punctum соль, отсчитывает от него назад три слога – "cu-lo-rum".

Если этого недостаточно, есть еще вторая дифференция.

 

Седьмой тон

 

Здесь все очень приятно.

– Нормативное initio, mediatio начинается по общему правилу – с ударного слога "Spiritui".

– Вторая строка начинается, как положено по схеме, в mediatio ударным слогом принимается "nunc".

– Третья строка начинается аналогично, пять последних слогов распеваются на terminatio.

 

Восьмой тон

Initio в соответствии со схемой тона, mediatio с ударного слога в "Spiritui".

– Начало второй строки по схеме, mediatio начинается со слова "et".

– Такое же начало третьей строки, в terminatio последний ударный слог ("A-men") падает на последний самостоятельный punctum ля. От ударного слога отсчитываем назад три слога.

 

Добрый совет: Если у Вас во входном антифоне прописан псалом (скорее всего, так и будет), Вы всегда можете опираться на него, как на схему, помня об особенностях, которые мы сейчас обговорили: во всех тонах, кроме V и VI, mediatio начинается на слоге "ri" в "Spiritui". Во всех четных тонах (II, IV, VI и VIII) mediatio второй строки начинается прямо с "et nunc", в I, III и VII – с "nunc". V и VI тоны требуют внимания. Постарайтесь запомнить распев доксологии. В принципе, при некотором опыте только в VI тоне Вам придется заглянуть в ноты – для напоминания.

 

Скачать схему доксологий целиком Вы всегда можете в нашей Библиотеке.