Градуал

Опубликовано в Г

Градуал (лат. gradusступень) – псалом, исполняемый во время Литургии Слова на Мессе. Древнейшая часть проприума, предназначенная хору. Обычай пения псалмов попеременно с чтениями восходит еще к традициям синагоги.

История

В “Апостольских постановлениях” (не позднее 380 г.) указывается:

В середине же чтец, став на некотором возвышении, пусть читает книги Моисеевы и Иисуса Навина, книги Судей и Царств, книги Паралипоменон и книги о возвращении; сверх сего – книги Иова и Соломона и книги пророков. Когда совершатся два чтения, другой кто-либо пусть поет песни Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова стихов. После этого диакон или пресвитер пусть читает Евангелие. Во время же чтения Евангелия все пресвитеры и диаконы и весь народ пусть стоят в глубоком безмолвии. (Ап. пост. II, 57)

О важности и самодостаточности пения псалма говорит тот факт, что, как и во время чтений, епископ, не совершая иных действий, только слушает.

Первоначально во время литургии читалось три отрывка из Священного Писания, между которыми пелись два псалма. В V в. в римском обряде количество чтений сократилось до двух, но два псалма остались: за первым закрепилось название градуал, за вторым – трактус или аллилуйя. Подобное последование отмечено уже в “Ordo Romanus Primus” (VI-VII в.):

После чтения певец с книгой песнопений восходит [на амвон] и говорит респонсорий. После чего другой певец запевает аллилуйя, если по времени полагается ее произносить, в противном случае трактус, иначе же поется один только градуал” (OR I, 10).

До времени Григория I пение аллилуйи было приурочено исключительно к Пасхальному периоду. Впоследствии установился обычай петь аллилуйю во все периоды литургического года, за исключением времени покаяния и скорби.

OT: После реформы Пия V от воскресенья Septuagesima до Великой Среды, не исключая выпадающих на это время праздников, в четыре покаянных периода года, на заупокойных Мессах и большинстве вигилий вместо аллилуйи поется трактус. Начиная с субботы в октаве Пасхи до субботы после Пятидесятницы вместо градуала исполняется т. н. "великая аллилуйя", имеющая следующую схему: alleluia (A), alleluia (A) + jubilus, versus, alleluia (B) + jubilus, versus, alleluia (B) + jubilus. Мелодия последних двух аллилуй отличается от первых. Стихи как правило берутся из Нового Завета.

Способ исполнения градуала в тридентской форме Мессы не регламентирован: наиболее логичным и соответствующим древней традиции представляется деление на части, предназначенные хору и солистам.

NO: В после реформы Павла VI место градуала занимает psalmus responsorius, ответный псалом, исполняемый солистом с хоровым рефреном. Текст ответного псалма, как правило, берется из Псалтири, количество стихов может быть различным. Между Вторым чтением и Евангелием (либо непосредственно после псалма на будничных Мессах) поется стих перед Евангелием: аллилуйя в течение всего года, либо, в период Великого поста (от Пепельной среды до Страстной Пятницы), стих с рефреном "Слава Тебе, Слово Божие" (в некоторых традициях, "Слава Тебе, Царь веков"). Отражением тридентской "великой аллилуйи" является ответный псалом с пасхальным рефреном "аллилуйя". При этом аллилуйя в качестве стиха перед Евангелием сохраняется. 

Форма

Название "градуал" происходит от обычая петь псалом, стоя на высоком месте, обычно на ступенях амвона, откуда субдиакон читал Послания (но не с амвона, откуда читалось Евангелие). Другое название градуалаresponsoriumуказывает на традиционный респонсорный способ его исполнения: солист поет стихи псалма, народ отвечает либо рефреном, либо повторяя последние слова солиста. До V в. градуал состоял из целого псалма, но со временем количество стихов уменьшалось. Так, в тридентской Мессе градуал включает два стиха, первый из которых сохранил название responsorium, второй помечен значком  (как отражение древней традиции респонсорного пения градуала).