Теперь, когда квадратная нотация больше не кажется вам чем-то запредельно сложным, настало время познакомиться с григорианским хоралом поближе. Не нужно думать, что темы, о которых мы будем говорить во втором разделе нашего курса, предназначены для избранных и в повседневном исполнении григорианских песнопений без них можно обойтись. Наоборот. От теории мы переходим к практике исполнения. Даже если в первые минуты вам покажется, что мы забрались в совершенно от жизни оторванные глубины. 

 

  • Курсивная нотация

    Знать курсивную (собственно невменную) нотацию для понимания григорианского хорала так же необходимо, как знать латынь для изучения католической литургики. И не только потому, что солемские издания нередко содержат ошибки или неоднозначные места, которые хорошо бы проверить по "оригиналу". Квадратная нотация появилась поздно, когда основной корпус григорианского хорала уже был создан. Графика курсивной невмы, ее форма, помогают нам почувствовать смысл, который вкладывали в нее наши предшественники - люди IX-X веков, трудом и молитвой которых возникали сами напевы.

  • Григорианский ритм

    Кто сказал, что в григорианском хорале нет ритма? Кому пришла в голову подобная глупость? Как нормальная жизнь человека невозможна без работы сердца, так и музыка не может существовать без ритма. Ритм - чередование сильного и слабого времени - пронизывает григорианский хорал. Только этот сложный, прихотливый, несимметричный ритм не сразу осознается. Но именно он и придает жизнь напеву.