Григорианское пение существует уже почти полтора тысячелетия. На протяжении первых веков хорал очень активно развивался: возникали новые тексты и напевы, изменялись старые, создавались и совершенствовались системы записи напевов – нотации. В наши дни более всего распространена так называемая квадратная нотация в варианте, разработанном монахами бенедиктинского аббатства Св. Петра в Солеме (Франция). Человеку, привыкшему к современной пятилинейной нотации, квадратную нотацию воспринять легче всего. Вместе с этим, она достаточно точно передает особенности григорианского пения. С ней мы и познакомимся в первую очередь.
-
Невмы
Произведения классической и современной музыки записываются нотами. Григорианский хорал записывается невмами. Невма это не нота. Нота подчинена ритму и метру. Невма подчинена только тексту и дыханию певца. Слово невма происходит от греч. νεῦμα "жест". Но есть и еще один вариант этимологии: от греч. πνεῦμα pneuma, "дух, дыхание". И это прекрасно описывает характер григорианского пения.
-
Октоих
В Средние века существовал особый тип певческой книги – тонарий. Для того, чтобы певчий, исполнив антифон, знал, на какую мелодию следует петь приписанный к нему псалом, напевы были распределены по восьми группам, которые назывались тонами, или модусами. Каждый григорианский распев принадлежит к одному из восьми тонов. Сейчас они прямо указываются перед напевом. Но, как в Средние века, так и в наши дни, церковный музыкант должен уметь распеть псалом на любой тон, соответствующий антифону. Что не всегда бывает просто. Октоих – так, по-гречески, называются эти восемь тонов (от греч. Ὀκτώηχος – восемь гласов). Изучив невмы квадратной нотации, мы переходим на более сложный уровень.
-
Богослужение
Григорианский хорал – это музыка, вырастающая из священного текста. Это молитва, для которой слов уже не достаточно. И как бы испорченному гедонистической цивилизацией человеку не хотелось превратить ее в "музыку для релаксации", для комфортного отдыха в мягком кресле, григорианика не может существовать на концертной сцене, но только лишь в храме. Как "Отче наш" не читают для развлечения публики, так и григорианское пение вне богослужения теряет весь свой смысл. Григорианика росла вместе с Мессой. Ее напевы возникали и менялись вместе с тем, что сегодня мы называем латинским обрядом. Ни текста без напева, ни напева без текста – и с первых веков христианства роли хора в богослужении уделялось особое внимание. Чтобы хорошо петь, нужно знать и понимать богослужение Церкви – прежде всего, Мессу. В третьей части нашего курса мы поговорим о практике григорианского пения.