Нотный стан
В отличие от привычной нам всем классической музыки, григорианский хорал записывается не на пяти, а на четырех линейках:
Произведения классической и современной музыки записываются нотами. Григорианский хорал записывается невмами. Невма это не нота. Нота подчинена ритму и метру. Невма подчинена только тексту и дыханию певца. Слово невма происходит от греч. νεῦμα "жест". Но есть и еще один вариант этимологии: от греч. πνεῦμα pneuma, "дух, дыхание". И это прекрасно описывает характер григорианского пения.
В отличие от привычной нам всем классической музыки, григорианский хорал записывается не на пяти, а на четырех линейках:
Без которых никак...
В квадратной нотации существует некоторое количество значков, которые уточняют исполнение: ритм, метр, форму и т. д. Некоторые из них существовали издавна, некоторые придуманы для удобства солемскими бенедиктинцами. Чтобы петь по квадратной записи верно, их необходимо знать. Поэтому, прежде чем мы перейдем к главным знакам записи григорианского хорала – невмам, мы познакомимся с дополнительными значками.
Невма может состоять из одного или из нескольких звуков: большого значения это не имеет. Невма – это всегда неделимое целое, тот атом, меньше которого в григорианском хорале нет ничего. Если мыслить – и петь – невму состоящей из отдельных звуков, григорианики не получится. Невма подчиняется закону подъема и спада, вдоха и выдоха, арсиса и тесиса. Невма сама есть движение и дыхание.
Простейшие невмы, основа всех прочих невм григорианского хорала. Их всего две.
Двузвучные невмы − простые невмы, состоящие из двух звуков. Их следует запомнить в первую очередь: ведь именно из них с добавлением однозвучной невмы (virga или punctum) и образуются все остальные невмы григорианского хорала.
Трехзвучных невм несколько больше, но, по сути, они являются производными от однозвучных и двузвучных.
Помимо простых невм − одно-, дву- и трехзвучных, а также расширенных и составных, о которых речь еще впереди, существует род невм, которые в общую логику не вписываются: иначе как "особыми" их не назовешь.
Их особенность в том, что они могут появиться на месте абсолютно любой "нормальной" невмы – и изменят ее звучание.
В реальном напеве невмы далеко не всегда встречаются в своем первозданном виде. И чем распевнее этот напев, тем больше невмы "обрастают" дополнительными звуками.
Еще две разновидности составных невм.
Как в любой музыке, в григорианике паузы между звучащими фрагментами имеют не меньшее значение, чем само звучание. Сердце и смысл григорианского хорала − священный текст, поэтому правильное расположение пауз, правильное дыхание − фразировка, как говорят музыканты, чрезвычайно важны для верного произнесения текста.
Григорианский хорал − хоровое пение. Это очевидно. Однако это никоим образом не значит, что все григорианские напевы от начала до конца должна петь вся община − или даже просто весь хор.