Паузы
Как в любой музыке, в григорианике паузы между звучащими фрагментами имеют не меньшее значение, чем само звучание. Сердце и смысл григорианского хорала − священный текст, поэтому правильное расположение пауз, правильное дыхание − фразировка, как говорят музыканты, чрезвычайно важны для верного произнесения текста.
Поскольку сам григорианский напев вытекал первоначально из мелодики текста, ранние системы записи, в которых невмы являются как бы приложением к текстовой строке, специальных знаков для пауз не знают. Внимание поющего по курсивным невмам сфокусировано на словах, и перерывы в пении возникают естественным образом из синтаксиса текста.
Квадратная нотация, как это хорошо видно графически, притягивает внимание к нотной строчке: текст остается внизу, как бы на периферии. Это могло стать причиной появления специальных исполнительских указаний.
Вначале рассмотрим сами знаки пауз.
Единого названия для пауз − такого, как для невм − не существует. Мы будем принимать следу.щие названия: черта четвертная, половинная, одинарная и двойная.
Четвертная черта:
Располагается всегда на четвертой линейке нотного стана и означает короткий вдох.
Она разделяет смысловые группы, которые, в принципе, образуют единое целое, но все же могут быть в речи интонационно выделены:
− обращения: "Agnus Dei / qui tollis peccata mundi".
− эпитеты: "Jesus Nazarenus / Rex Judaeorum".
− в больших распевах может разделять отдельные слова или даже мелодические фрагменты внутри одного слова или слога:
В данном примере на первой строке четвертная пауза разделяет синтагмы "in medio" и "duorum animalium", а на второй − два фрагмента внутри одного, но сильно распетого слога "te".
Во некоторых случаях, когда четвертная пауза не выступает аналогом нашей запятой и смена дыхания не является жизненно необходимой, можно ее просто игнорировать.
Половинная черта:
Располагается на второй и третьей линейках, означает спокойный глубокий вдох. Половинная черта разделяет фразы или смыслово значимые фрагменты внутри одной фразы:
"Caelum et terra trasibunt, / verba autem mea non transibunt".
(Небо и земля прейдут, / слова же Мои не прейдут)
Одинарная черта:
Черта на весь нотоносец. Обозначает конец предложения, либо простого предложения в рамках сложноподчиненного или сложносочиненного. В латинском тексте такое предложение обычно отделяется двоеточием.
Двойная черта:
Имеет два значения:
− Ставится в конце всего напева, как знак финала. В этом значении совершенно аналогична двойной черте в современной музыке.
− Внутри напева разграниивает части, которые исполняются разными группами хора. Об этом чуть дальше.
Общие примеры пауз:
В конце напева стоит замыкающая двойная черта. Одинарные черты разделяют предложения внутри текста: "Sanctus, Sanctus, Sanctus Dominus Deus Sabaoth. / Pleni sunt caeli et terra gloria tua. / Hosanna in excelsis. / Benedictus qui venit in nomine Domini. / Hosanna in excelsis".
Четвертные паузы выделяют мельчайшие смысловые фрагменты:
"Sanctus / Sanctus / Sanctus / Dominus Deus Sabaoth". Троекратное славословие "Свят, Свят, Свят" выделяется интонационно.
"Pleni sunt caeli et terra / gloria tua". "Полны небеса и земля" − "славы Твоей". Смысловые фрагменты.
"Hosanna / in excelsis". Здесь, скорее всего, пауза стоит ради удобства пения: чтобы певцы взяли дыхание перед распетым словом "в вышних".
"Benedictus qui venit / in nomine Domini". Также смысловое членение: "Благословен грядущий / во имя Господне". В других напевах Sanctus текст может делиться иначе.
Четвертные паузы, разделяющие воззвания "Sanctus, Sanctus", принципиально важны для правильного произнесения текста (понаблюдайте, как народ в церкви читает "Свят"). Паузы же внутри "Hosanna" даны для удобства. В принципе, можно обойтись и без них.
Еще пример:
Здесь двойные черты разграничивают крупные части внутри напева, которые могут петься разными группами хора. Половинная черта всякий раз отделяет развернутое обращение (в латинском тексте молитвы половинным паузам соответствует двоеточие): "Agnus Dei, qui tollis peccata mundi : / miserere nobis".
Само обращение − "Agnus Dei" − отделено четвертной паузой. Четвертные, как и в Sanctus, имеют здесь важное интонационное значение. Игнорировать их нельзя.
О значениях пауз в доминиканской традиции будет особый разговор.