Паузы

Как в любой музыке, в григорианике паузы между звучащими фрагментами имеют не меньшее значение, чем само звучание. Сердце и смысл григорианского хорала − священный текст, поэтому правильное расположение пауз, правильное дыхание − фразировка, как говорят музыканты, чрезвычайно важны для верного произнесения текста.

Поскольку сам григорианский напев вытекал первоначально из мелодики текста, ранние системы записи, в которых невмы являются как бы приложением к текстовой строке, специальных знаков для пауз не знают. Внимание поющего по курсивным невмам сфокусировано на словах, и перерывы в пении возникают естественным образом из синтаксиса текста.

Квадратная нотация, как это хорошо видно графически, притягивает внимание к нотной строчке: текст остается внизу, как бы на периферии. Это могло стать причиной появления специальных исполнительских указаний.

Вначале рассмотрим сами знаки пауз.

Единого названия для пауз − такого, как для невм − не существует. Мы будем принимать следу.щие названия: черта четвертная, половинная, одинарная и двойная.

Четвертная черта:

 

Располагается всегда на четвертой линейке нотного стана и означает короткий вдох.

Она разделяет смысловые группы, которые, в принципе, образуют единое целое, но все же могут быть в речи интонационно выделены:

− обращения: "Agnus Dei / qui tollis peccata mundi".

− эпитеты: "Jesus Nazarenus / Rex Judaeorum".

− в больших распевах может разделять отдельные слова или даже мелодические фрагменты внутри одного слова или слога:

В данном примере на первой строке четвертная пауза разделяет синтагмы "in medio" и "duorum animalium", а на второй − два фрагмента внутри одного, но сильно распетого слога "te".

Во некоторых случаях, когда четвертная пауза не выступает аналогом нашей запятой и смена дыхания не является жизненно необходимой, можно ее просто игнорировать.

Половинная черта:

 

Располагается на второй и третьей линейках, означает спокойный глубокий вдох. Половинная черта разделяет фразы или смыслово значимые фрагменты внутри одной фразы:

"Caelum et terra trasibunt, / verba autem mea non transibunt".

(Небо и земля прейдут, / слова же Мои не прейдут)

Одинарная черта:

 

Черта на весь нотоносец. Обозначает конец предложения, либо простого предложения в рамках сложноподчиненного или сложносочиненного. В латинском тексте такое предложение обычно отделяется двоеточием.

Двойная черта:

Имеет два значения:

− Ставится в конце всего напева, как знак финала. В этом значении совершенно аналогична двойной черте в современной музыке.

− Внутри напева разграниивает части, которые исполняются разными группами хора. Об этом чуть дальше.

Общие примеры пауз:

В конце напева стоит замыкающая двойная черта. Одинарные черты разделяют предложения внутри текста: "Sanctus, Sanctus, Sanctus Dominus Deus Sabaoth. / Pleni sunt caeli et terra gloria tua. / Hosanna in excelsis. / Benedictus qui venit in nomine Domini. / Hosanna in excelsis".

Четвертные паузы выделяют мельчайшие смысловые фрагменты:

"Sanctus / Sanctus / Sanctus / Dominus Deus Sabaoth". Троекратное славословие "Свят, Свят, Свят" выделяется интонационно.

"Pleni sunt caeli et terra / gloria tua". "Полны небеса и земля" − "славы Твоей". Смысловые фрагменты.

"Hosanna / in excelsis". Здесь, скорее всего, пауза стоит ради удобства пения: чтобы певцы взяли дыхание перед распетым словом "в вышних".

"Benedictus qui venit / in nomine Domini".  Также смысловое членение: "Благословен грядущий / во имя Господне". В других напевах Sanctus текст может делиться иначе.

Четвертные паузы, разделяющие воззвания "Sanctus, Sanctus", принципиально важны для правильного произнесения текста (понаблюдайте, как народ в церкви читает "Свят"). Паузы же внутри "Hosanna" даны для удобства. В принципе, можно обойтись и без них.

Еще пример:

Здесь двойные черты разграничивают крупные части внутри напева, которые могут петься разными группами хора. Половинная черта всякий раз отделяет развернутое обращение (в латинском тексте молитвы половинным паузам соответствует двоеточие): "Agnus Dei, qui tollis peccata mundi : / miserere nobis".

Само обращение − "Agnus Dei" − отделено четвертной паузой. Четвертные, как и в Sanctus, имеют здесь важное интонационное значение. Игнорировать их нельзя.

О значениях пауз в доминиканской традиции будет особый разговор.

 

 

 

 

 

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.