Знаки хорового состава
Григорианский хорал − хоровое пение. Это очевидно. Однако это никоим образом не значит, что все григорианские напевы от начала до конца должна петь вся община − или даже просто весь хор.
Существуют следующие типы пения:
− собственно хоровое пение. Вся община (или вся схола) поет вместе.
− антифонное пение (от греч. ἀντίφωνος − звучащий в ответ). Схола делится на два "полухория", которые поют попеременно. Как вариант, возможно пение по очереди схолы и общины.
− респонсорное пение (от лат. respondere − отвечать). Из схолы выделяется группа солистов, которая поет попеременно с остальной частью схолы. Простейший пример респонсорного пения, всем известный, − ответный псалом ординарной формы Мессы: солист поет стих псалма, община повторяет рефрен. Другой, более сложный вариант, − диалог священника и общины: "Господь с вами" − "И со духом твоим" - "Вознесем сердца" − "Возносим ко Господу" и т. д.
Простейший знак того, что первая группа (полухорие или солисты) завершает пение и должна вступить другая, − уже нам знакомая двойная черта. Внутри напева она и обозначает такую "смену состава исполнителей":
Перед нами фрагмент гимна "Слава в вышних Богу". Первую фразу − "Gloria in excelsis Deo" − традиционно запевает служащий Мессу священник. Дальше вступает первая часть хора. На словах "Laudamus te" − вторая. Далее они чередуются до конца гимна. Точно так же − двумя полухориями − поются Credo, Te Deum и многие другие гимны и антифоны.
− сольный запев. Григорианские напевы никогда не начинаются всем хором сразу. Это технически сложно и требует идеального ансамбля. Все-таки не надо забывать, что григорианика поется не профессиональным концертным коллективом со сцены, а живой церковной общиной, где и способности, и уровень музыкальной подготовки может быть очень разным. Поэтому даже в тех случаях, когда напев исполняется антифонно или респонсорно, выделяется два-три солиста, которые поют первую фразу. После чего вступают остальные.
В квадратной нотации такой запев отграничивается знаком звездочки *:
Встречаются более сложные случаи, когда и указания становятся более подробными:
Разберем этот пример. Назначение двойных черт понятно: песнопение Kyrie eleison поется респонсорно, и они означают смену группы солистов и остального хора. Одинарная звездочка после первого и последнего (третья строчка) "Kyrie" означает запев, который поется "запевалами".Часть распева "Kyrie" между значками * и ** на третьей строке поет группа солистов. А вот "eleison" после двойной звездочки ** исполняют уже все вместе − и солисты, и хор.
Но что значат буковки iij? Это указание на то количество раз, которое должен повторяться фрагмент: три раза "Kyrie eleison" − три раза "Christe eleison" − потом два раза "Kyrie eleison" (обратите внимание: стоят только ij − две буквы!) − и заключительное "Kyrie eleison" с сильно измененной мелодией (поэтому-то и буковки стояло только две. Это уже не "повтор", а совершенно новый фрагмент).
В целом же схема получается такой:
Kyrie eleison | |
Kyrie: | Запевалы |
-е (распев): | Сольная группа |
eleison: | Сольная группа |
Kyrie eleison: | Хор |
Kyrie eleison: | Cольная группа |
Christe eleison | |
Christe eleison: | Хор |
Christe eleison: | Сольная группа |
Christe eleison: | Хор |
Kyrie eleison | |
Kyrie eleison: | Cольная группа |
Kyrie eleison: | Хор |
Kyrie: | Запевалы (либо Сольная группа) |
-е (распев): | Сольная группа |
eleison: | Хор + Сольная группа |
На первый взгляд, не просто, но очень логично.
Бывают случаи исключительные, когда указания приходится выписывать словами:
Но это бывает очень редко.