В Средние века существовал особый тип певческой книги – тонарий. Для того, чтобы певчий, исполнив антифон, знал, на какую мелодию следует петь приписанный к нему псалом, напевы были распределены по восьми группам, которые назывались тонами, или модусами. Каждый григорианский распев принадлежит к одному из восьми тонов. Сейчас они прямо указываются перед напевом. Но, как в Средние века, так и в наши дни, церковный музыкант должен уметь распеть псалом на любой тон, соответствующий антифону. Что не всегда бывает просто. Октоих – так, по-гречески, называются эти восемь тонов (от греч. Ὀκτώηχος – восемь гласов). Изучив невмы квадратной нотации, мы переходим на более сложный уровень.

Тоны

"Магнификат II тона", tonus simplex и tonus solemnis, "отец А. поет в древнем тоне, а отец Б. только в римском"… Наверняка вам приходилось слышать эти выражения. Тон – одна из важнейших категорий григорианского хорала, без понимания и владения которой практика церковного пения невозможна. Но в то же время, с эпохи средневековья понятие тона донельзя запутано и затемнено теоретиками сперва хорала, потом и новоевропейской школы.

Gloria Patri

Если входной или причастный антифон исполняется с псалмом, то перед последним проведением антифона поется малая доксология – Gloria Patri et Filio et Spiritui Sancto. Как и гимн Gloria in excelsis, на Великий пост и в заупокойных Мессах ее не поют. Gloria Patri заслуживает отдельного разговора, так как распевается не совсем так, как обычный псалом того же тона.