Тоны мессы – IV тон
Четвертый тон с двумя дифференциями – IVe, IVf.
Схема четвертого тона:
– initio: clivis ля-соль + podatus соль-ля на первые два слога строки.
– tenor: на звуке ля.
– mediatio: пять последних невм – clivis ля-соль + podatus соль-си + punctum си + podatus ля-си + punctum ля. Podatus ля-си выпадает на ударный слог последнего слова; если он предпоследний, после него один punctum ля; если третий от конца, будет еще один дополнительный (незакрашенная невма). Три слога перед последним ударным распеваются на clivis ля-соль + podatus соль-си + punctum си.
– начало второй строки: clivis ля-соль + podatus соль-ля на первые два слога.
– tenor: на звуке ля.
– terminatio (по дифференции e): clivis соль-фа + podatus соль-ля + punctum соль + punctum ми. На эти четыре невмы поются четыре последних слога строки независимо от ударений. То же самое правило действует для дифференции f.
Посмотрим пример:
Ad te levavi oculos meos:
qui habitas in caelis.
– mediatio: Последнее ударение – "me" в слове "meos", оно нормативное, поэтому "me" идет на podatus ля-си, "os" – единственный punctum ля. Отсчитываем три слога назад от ударного: "o-cu-los" – и распеваем на оставшиеся невмы mediatio.
– initio: clivis ля-соль + podatus соль-ля на "ad te".
– tenor: на звуке ля со слога "le".
– terminatio: четыре последних слога: "tas in cae-lis" – поем на четыре невмы terminatio.
– начало второй строки: clivis ля-соль + podatus соль-ля на слоги "qui ha".
– tenor: только на слоге "bi".
Примеры с дополнительными звуками:
Последний пример "in Do-mi-no" самый очевидный: ударение на третий слог от конца, значит, появляется дополнительный punctum. В двух предыдущих примерах последнее слово – это односложное безударное "me", которое присоединяется к предыдущему слову. Ударение в образовавшихся синтагмах падает на третий слог от конца: "ad-ver-sum-me" и "per-se-quu-ntur-me". Что требует дополнительного punctum'а.
Дифференции четвертого тона:
Все их отличие – в последнем слоге второй строки.