Тоны мессы – I тон
Первый тон имеет три дифференции: Id, If и Ia.
Схема первого тона:
– initio: punctum фа + podatus соль-ля на первые два слога строки.
– tenor: на звуке ля.
– mediatio: четыре последних невмы – podatus ля-до + punctum ля + clivis ля-соль + podatus соль-ля. Последние две невмы, clivis и podatus, поются на два последних слога строки независимо от ударения. Podatus ля-до выпадает на ударный слог предпоследнего слова. Если это предпоследний слог, после него идет один punctum, если ударение на третий слог от конца – два (обратите внимание на незакрашенную невму).
– начало второй строки: clivis соль-фа + podatus соль-ля на первые два слога второй строки.
– tenor: на звуке ля.
– terminatio (по дифференции d): torculus ля-до-ля + punctum соль + punctum фа + tristropha фа + punctum ре. На эти пять невм поются пять последних слогов строки независимо от ударений. То же самое правило действует для остальных дифференций.
Пример:
Benedixisti, Domine, terram tuam : *
avertisti captivitatem Jacob.
– mediatio: последние два слога строки "tu-am" распеваются на clivis ля-соль и podatus соль-ля. Ударение значения не имеет. Предыдущее слово "ter-ram" имеет ударение на слоге "ter". Это предпоследний слог, значит, идем по основной схеме: podatus ля-до на слог "ter", punctum ля на слог "ram".
– initio: два первых слога – "be-ne"
– tenor: со слога "di" tenor на ля.
– terminatio (дифференция d): пять последних слогов – "vi-ta-tem Ja-cob". На ударения внимания не обращаем. Распеваем на последние пять невм: torculus ля-до-ля на слог "vi", punctum соль на слог "ta", punctum фа на слог "tem", tristropha фа на слог "Ja" и punctum ре на слог "cob". Вот так:
– начало второй строки: два первых слога – "a-ver'.
– tenor: на звуке ля со слога "ti".
Примеры первой строки с дополнительным звуком:
Последние два слога всегда распеваем на clivis ля-соль и podatus соль-ля. Ищем предыдущее ударение:
– glo-ri-am – ударение на третьем слоге от конца, который и поется на podatus ля-до. Значит, будет добавочный звук ля. Аналогичный пример "quoniam bonus".
– в примере "dicta sunt mihi", "sunt" односложное безударное слово, которое образует синтагму со словом "dicta", в которой ударение падает на третий слог от конца: "dic-ta-sunt".
– "ma-li-gnan-ti-bus" – более сложный случай. Сначала отделяем два последних слога, которые всегда распеваются одинаково: ma-li-gnan / ti-bus – и видим, что ударение стоит как раз перед ними, но распеть его на podatus ля-до нельзя: теряется punctum ля. Длинное слово можно попытаться разделить на два: mali-gnantibus. Первая часть получает промежуточное ударение на слоге "ma". Именно этот слог и поется на podatus ля-до. Дальше все по правилам.
– последний пример: "iu-sti in Do / mi-no". Последние два слога сразу отделяем. Ударение, как и в предыдущем случае, оказывается прямо перед ними. Предлог "in" как односложное слово не может быть ударным, слог "sti" безударен в любом случае как последний слог в слове. Остается "ius" – и две дополнительных невмы на звуке ля после него.
Примеры дифференций I тона:
Здесь все должно быть понятно без объяснений. Принцип распева второй строки от дифференций не меняется: распеваются пять последних слогов.