Тоны мессы – VII тон
Схема седьмого тона:
– initio: torculus соль-до-си + podatus до-ре на первые два слога строки.
– tenor: на звуке ре.
– mediatio: podatus ре-фа + punctum ми + clivis ми-ре + podatus ре-ми. Два послених слога строки всегда падают на clivis ми-ре + podatus ре-ми (чаще всего, это ударный и безударный слоги, по типу "me-us"). Предшествующее ударение совпадает с podatus'ом ре-фа. После него идет столько ми, сколько нужно для того, чтобы последние два слога, как указано выше, были распеты на clivis ми-ре + podatus ре-ми. Это особенность тона: дополнительные звуки появляются не после нормативного ударного слога (здесь: clivis'а ми-ре), а перед ним.
– начало второй строки: clivis ре-си + podatus до-ре на первые два слога.
– tenor: на звуке ре.
– terminatio: quilisma ре-ми-фа + punctum ре + punctum до + tristropha до + clivis ля-соль. Здесь все просто: пять последних слогов распеваются на terminatio.
Посмотрим пример:
Cantate Dominum canticum novum:
Quia mirabilia fecit.
– mediatio: Последние два слога – "no-vum" – на clivis ми-ре + podatus ре-ми. Предыдущее ударение – это "can" в слове "can-ti-cum". Он и идет на podatus ре-фа. Остаются еще слоги "ti-cum", их поем на ми (закрашенный punctum и один незакрашенный). Все.
– initio: два слога "Can-ta" на первые две невмы.
– tenor: на звуке ре со слога "te".
– terminatio: пять последних слогов: "bi-li-a fe-cit". Их распеваем на невмы terminatio.
– начало второй строки: clivis ре-си + podatus до-ре на слоги "qui-a".
– tenor: со слога "mi".
Примеры первой строки:
– "no-men e-jus" – пример нормального mediatio. Два последних слога идут на последние невмы clivis ми-ре + podatus ре-ми. Предыдущее ударение на слоге "no" (podatus ре-фа), после него остается еще один слог "men' на podatus'е ми.
– "a-ni-mam me-am": "meam" распевается на последние две невмы. Предыдущее ударение на слоге "a" поется на podatus ре-фа, после него еще два слога, которые поются на ми.
– "ar-gu-as me". Два последних слога "as me" поем на последние невмы clivis ми-ре + podatus ре-ми. Ищем предыдущее ударение. Это слог "ar", он идет на podatus ре-фа. Оставшийся слог "gu" поем на ми.
– "su-sce-pi-sti me". Единственный из примеров, который может вызвать затруднение. Разбираемся. Последние два слога "sti me" распеваем, как обычно, на последние две невмы, clivis ми-ре + podatus ре-ми. Предыдущее ударение падает на ближайший слог "pi", и это проблема, потому что спеть его, как положено, на podatus мы не можем: мешает punctum ми. Поступаем, как всегда ы таких случаях: пытаемся разбить длинное слово (точнее, здесь даже синтагму): "su-sce / pi-sti-me". Итак, поставить на podatus явно ударный слог – слоги "sce-pi" – поем на ми.
Тон не столь сложный. Но очень красивый. Может быть, самый красивый из псалмовых тонов.