Дополнительные знаки
Без которых никак...
В квадратной нотации существует некоторое количество значков, которые уточняют исполнение: ритм, метр, форму и т. д. Некоторые из них существовали издавна, некоторые придуманы для удобства солемскими бенедиктинцами. Чтобы петь по квадратной записи верно, их необходимо знать. Поэтому, прежде чем мы перейдем к главным знакам записи григорианского хорала – невмам, мы познакомимся с дополнительными значками.
1. Нота с точкой (mora vocis). Солемское изобретение и не признается, например, доминиканцами. Точка возле ноты увеличивает ее длительность примерно вдвое. Может встречаться как в конце музыкальной фразы (последний звук музыкального построения почти всегда будет сопровождаться точкой), так и в середине.
Mora vocis – один из важнейших указателей на положение ритмического иктуса.
2. Горизонтальная эписема (греч. ἐπίσημον – отличительный знак) – горизонтальная черта над невмой. Встречается как над одним, так и над несколькими звуками.
Традиционно считается, что звук с эписемой должен исполняться чуть длиннее, чем соседние. Если эписема охватывает несколько звуков (обычно три), то со второго звука начинается небольшое замедление: второй и третий звуки удлиняются (первый красный круг из примера).
НА ПОЛЯХ: Такой способ исполнения является общепринятым, но не всегда находит подтверждение в курсивной нотации. Солемская запись иногда обозначает эписемой не длинный звук, а лишь небольшой интонационный акцент. Поэтому, когда есть возможность сверить квадратную запись с курсивной, – лучше подстраховаться. Если такой возможности нет, используется традиционный способ исполнения.
3. Вертикальная эписема – в солемской нотации обозначает ритмический иктус. На первых порах можно не обращать на нее внимания. Иногда помогает разделить на мелкие группы расширенные невмы с большим количеством звуков.
4. Custos (лат. страж) – полу-нотка в конце нотоносца. Подсказка для певца: именно с этого звука начнется следующий нотный стан. Очень полезна в конце страницы, поэтому лучше сразу привыкать ориентироваться в пении на "стражей". Разумеется, самостоятельного значения не имеет и отдельно не поется.
5. Бемоль (лат. b mollis – мягкое b) – знак понижения на полтона. В григорианике встречается только при ноте си, образуя си-бемоль. Бемоль изредка может стоять при ключе и в таком случае действует, как и в классической музыке, на протяжении всего произведения. Обычно же бемоль ставится при ноте и действует:
– до отмены бекаром;
– до конца слова: в следующем слове уже будет натуральное си, т. е. си-бекар;
– до знака паузы или цезуры (в долгих распевах, когда один слог охватывает несколько метрических фрагментов);
– до конца строки. Иногда это правило не соблюдается, но в норме с началом новой строки знак бемоля должен повторяться.
NB: Из-за особенностей григорианской нотации бемоль не всегда стоит непосредственно возле понижаемого звука. Иногда за несколько нот до него. Но в любом случае, поскольку понижается только си, бемоль всегда относится к ближайшему си справа.
6. Бекар (от лат. b quadratum – квадратное b) – знак отмены бемоля. Обозначает натуральное, не пониженное, си.
Упражнения
I. Назовите дополнительные знаки. Постарайтесь вспомнить, для чего они служат. Если не можете, перечитайте соответствующий раздел урока.
1. горизонтальная эписема. Звук чуть удлиняется
2. mora vocis – точка. Звук значительно удлиняется
3. горизонтальная эписема над несколькими звуками. Начиная со второго звука замедление
4. вертикальная эписема. Ритмический иктус
5. mora vocis
6. горизонтальная эписема над одним звуком
7. горизонтальная эписема над несколькими звуками
8. mora vocis
9. custos – предупреждает, что следующая строка напева начнется со звука ре. Сам по себе не поется.
II. На следующих примерах отмечены звуки си. Определите, си это или си-бемоль, объясните, почему Вы так считаете.
Пример:
си-бемоль: так как началась новая строка и старый бемоль не действует, нужно повторение знака бемоля.
1. си-бемоль: бемоль относится именно к этому звуку.
2. си-бемоль: началось новое слово, необходим повтор знака бемоля.
3. си-бемоль: бемоль действует внутри слога, повторения знака не требуется.
4. си (си-бекар): началось новое слово, вдобавок был знак паузы. Старый бемоль перестал действовать.
1. си-бемоль.
2. си-бемоль: внутри одного слова и до знака паузы бемоль продолжает действовать.
3. си (бекар): новое слово, вдобавок после паузы, бемоль не действует.
Плагины Joomla