Нотный стан

В отличие от привычной нам всем классической музыки, григорианский хорал записывается не на пяти, а на четырех линейках:

нотный стан

Григорианика – это чисто вокальная музыка, диапазон напевов нечасто превышает октаву, поэтому четырех линеек вполне хватает. Для тех случаев, когда их недостаточно, к основным линейкам, как и в пятилинейной нотации, присоединяются добавочные – по одной сверху и снизу.

добавочная сверху

добавочная снизу

В начале каждого нотного стана ставится ключ. Их всего два. Это ключ до, похожий на латинскую букву C:

ключ до

И ключ фа, похожий на вывихнутую латинскую F:

ключ фа

Когда-то давно это и были буквы C и F. Красиво выписанные, они постепенно приобрели теперешнюю, стандартизированную типографской печатью форму.

Ключ указывает нам, какая нота пишется на линейке, которую охватывает его знак. Например, в первом из следующих примеров третьей линейке соответствует звук до первой октавы. А во втором − на второй линейке стоит фа первой октавы.

ключи до и фа

Пианисты привыкли, что позиции ключей неизменны: завитушка скрипичного ключа всегда обнимает вторую линейку, а басового – четвертую. Но музыканты оркестра и хористы, исполняющие старинную музыку, хорошо знают, что ключи могут перемещаться по нотному стану. Вот примеры различного расположения ключа до:

ключ до на четвертой линейке                    ключ до на второй линейке

Ключ фа чуть менее подвижен, но и он иногда меняет свое место.

ключ фа на четвертой линейке            ключ фа на третьей линейке

На первых порах непостоянство ключей сбивает с толку. Зачем такие сложности?

Вспомним, что григорианика допускает лишь по одной добавочной линейке. А как быть, если мелодия не крутится вокруг звука до, а развивается значительно выше или, наоборот, значительно ниже? Современная нотация множит заборы из добавочных. Квадратная нотация переставляет ключ.

NB: На какой бы линейке не стоял ключ, он никогда не меняет своего значения. Ключ до всегда указывает на линейку, соответствующую звуку до, ключ фа – на линейку, соответствующую звуку фа.

Посмотрим на этот пример:

В начале градуала Ecce sacerdos magnus ключ до находится на четвертой линейке, что вполне естественно с точки зрения развития мелодии: она вся держится достаточно низко – от нижнего до верхнего ре. Но на третьей строке напева вступает солист и ключ переставляется. Об этом предупреждает маленькая полу-нотка custos, обведенная у нас зеленым: она показывает, что следующий звук будет (по отношению к прежнему положению ключа) звуком фа. Переставляется ключ; теперь он стоит на третьей линейке, и сольный стих действительно начинается со звука фа, о чем нас заранее предупредили. Зачем понадобилось переставлять ключ? Посмотрите: напев теперь развивается гораздо выше, чем прежде – от нижнего фа аж до верхнего соль (уже на добавочной: найдите его в начале четвертой строки напева). Если бы ключ остался на месте, пришлось бы пририсовывать целых две добавочных линии сверху. Такого беспредела григорианика не допускает.

 

ДОБРЫЙ СОВЕТ:

– Прежде всего, забудьте, что вы знаете ноты. Забудьте, что между первой и второй должна быть фа первой октавы, а на третьей си первой или ре малой! Инерция мышления вам только помешает.

– Когда беретесь за новое или малознакомое песнопение, четко скажите себе, какой ключ и на какой линейке стоит. Так же очень полезно сразу представить себе, какие звуки соответствуют остальным линейкам. Даже если вы свободно читаете с листа, такая «сеточка» в голове сильно облегчит вам жизнь.

"сетка" на нотоносце с ключом до             "сетка" на нотном стане с ключом фа

– Если гром еще не грянул и у вас есть минутка времени, спойте песнопение, называя ноты, сольфеджируя. Не стесняйтесь: ваше классическое музыкальное образование в григорианике скорее помеха (помните про инерцию мышления?). Лучше переступить через профессиональную гордость, чем опозориться во время богослужения. Ну а если навыком свободного пения с листа вы не обладаете, то пение по нотам для вас обязательно в любом случае!

 

Упражнения

Назовите ключ, его расположение и "сетку" звуков на линейках.

Пример:

Ключ до на третьей строчке; фа, ля, до, ми.

1.         2.        3.

4.       5.    6.

Ответы здесь!

1. Ключ до на четвертой линейке; ре, фа, ля, до.
2. Ключ до на первой линейке; до, ми, соль, си.
3. Ключ фа на третьей линейке; си, ре, фа, ля.
4. Ключ до на второй линейке; ля, до, ми, соль.
5. Ключ фа на четвертой линейке; соль, си, ре, фа.
6. Ключ фа на второй линейке; ре, фа, ля, до.
 

Плагины Joomla

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.