Особые невмы
Помимо простых невм − одно-, дву- и трехзвучных, а также расширенных и составных, о которых речь еще впереди, существует род невм, которые в общую логику не вписываются: иначе как "особыми" их не назовешь.
Их особенность в том, что они могут появиться на месте абсолютно любой "нормальной" невмы – и изменят ее звучание.
Quilisma (от греч. κύλισμα – скатывание) – невма, значение которой историкам хорала в наше время неясно. Существует версия, что quilisma, в квадратной нотации похожая на мохнатый punctum или маленький забор (здесь графика квадратной нотации следует за невменной курсивной) –
...обозначала что-то вроде трели, кратковременного дрожания звука. Но это только предположение: quilisma встречается в самых разных напевах, а представить себе "трель", которую разом исполняет хор в сотню-две монахов, достаточно непросто.
Наиболее распространенной практикой в наши дни является такая: звук перед quilisma чуть-чуть продлевается, с самой quilisma движение возобновляется в прежнем темпе. Естественно, заметить "забор" нужно заблаговременно – чтобы успеть перед ним остановиться.
В этом примере quilisma стоит на втором звуке составной невмы, т. е. на первом звуке torculus'а. Следовательно, самый первый звук (punctum) поется несколько длиннее, а с "забора" движение возобновляется в прежнем темпе.
Ликвесцентные невмы
Как следует из названия (от лат. liquesco – ослабеваю), это слабые, точнее, "ослабленные", облегченные невмы. Встречаются двух видов.
− epiphonus (греч. επιφωνής – верхний звук) – легкий звук находится выше основного:
Легко заметить, что эта двузвучная невма очень похожа на podatus. Ну да, видоизменением podatus'а обычно и является эпифон.
– cephalicus (возможно, латинизированная форма греческого κεφάλας – головастик). Облегченный звук расположен ниже основного:
Это измененный clivis, конечно.
Есть еще третий вид, встречающийся редко. Зовется он ancus (лат. согнутый) и представляет собой измененный climacus:
Единственная задача ликвесцентных невм – облегчить произнесение трудного текста, а именно:
– дифтонга (au-rem)
– нескольких гласных подряд, включая j (e-jus, allelu-ia)
– нескольких согласных подряд (sa-nctus)
В солемской квадратной нотации ликвесцентные невмы стоят гораздо реже, чем в курсивах: далеко не везде там, где должны бы по логике текста стоять. Однако, следуя вышеуказанным правилам, можно легко определить, где должна стоять обычная невма, а где облегченная, ликвесцентная.
Упражнения
Назовите невмы
1.
Torculus, podatus, punctum (с вертикальной эписемой), punctum, podatus, cephalicus, clivis, scandicus, punctum (с точкой).
2.
Punctum, torculus, clivis, punctum, punctum, scandicus с quilisma на втором звуке (звук ре удлиняется), climacus, torculus с quilisma на первом звуке (последний звук climacus'а, ре, удлиняется) и горизонтальной эписемой на втором звуке, punctum с точкой.
Плагины Joomla