Особые невмы

Помимо простых невм − одно-, дву- и трехзвучных, а также расширенных и составных, о которых речь еще впереди, существует род невм, которые в общую логику не вписываются: иначе как "особыми" их не назовешь.

Их особенность в том, что они могут появиться на месте абсолютно любой "нормальной" невмы – и изменят ее звучание.

Quilisma (от греч. κύλισμα – скатывание) – невма, значение которой историкам хорала в наше время неясно. Существует версия, что quilisma, в квадратной нотации похожая на мохнатый punctum или маленький забор (здесь графика квадратной нотации следует за невменной курсивной) –

...обозначала что-то вроде трели, кратковременного дрожания звука. Но это только предположение: quilisma встречается в самых разных напевах, а представить себе "трель", которую разом исполняет хор в сотню-две монахов, достаточно непросто.

Наиболее распространенной практикой в наши дни является такая: звук перед quilisma чуть-чуть продлевается, с самой quilisma движение возобновляется в прежнем темпе. Естественно, заметить "забор" нужно заблаговременно – чтобы успеть перед ним остановиться.

В этом примере quilisma стоит на втором звуке составной невмы, т. е. на первом звуке torculus'а. Следовательно, самый первый звук (punctum) поется несколько длиннее, а с "забора" движение возобновляется в прежнем темпе.

Ликвесцентные невмы

Как следует из названия (от лат. liquesco – ослабеваю), это слабые, точнее, "ослабленные", облегченные невмы. Встречаются двух видов.

− epiphonus (греч. επιφωνής – верхний звук) – легкий звук находится выше основного:

Легко заметить, что эта двузвучная невма очень похожа на podatus. Ну да, видоизменением podatus'а обычно и является эпифон.

cephalicus (возможно, латинизированная форма греческого κεφάλας – головастик). Облегченный звук расположен ниже основного:

Это измененный clivis, конечно.

Есть еще третий вид, встречающийся редко. Зовется он ancus (лат. согнутый) и представляет собой измененный climacus:

 

Единственная задача ликвесцентных невм – облегчить произнесение трудного текста, а именно:

– дифтонга (au-rem)

– нескольких гласных подряд, включая j (e-jus, allelu-ia)

– нескольких согласных подряд (sa-nctus)

         

В солемской квадратной нотации ликвесцентные невмы стоят гораздо реже, чем в курсивах: далеко не везде там, где должны бы по логике текста стоять. Однако, следуя вышеуказанным правилам, можно легко определить, где должна стоять обычная невма, а где облегченная, ликвесцентная.

 

Упражнения

Назовите невмы

1. 

 

Ответы здесь!

Torculus, podatus, punctum (с вертикальной эписемой), punctum, podatus, cephalicus, clivis, scandicus, punctum (с точкой).

 

 2.  

 

Ответы здесь!

Punctum, torculus, clivis, punctum, punctum, scandicus с quilisma на втором звуке (звук ре удлиняется), climacus, torculus с quilisma на первом звуке (последний звук climacus'а, ре, удлиняется) и горизонтальной эписемой на втором звуке, punctum с точкой.

 

Плагины Joomla

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.