Нотация

Опубликовано в Н

Нотация (от лат. nota − знак) − способ письменной фиксации музыкального текста .

Наверное, музыка существует столь же долго, как и само человечество. У любой культуры, любого племени есть песни. Песни передаются от поколения к поколению, точно так же, как передается родной язык. Поэтому древнейший пласт музыкальной культуры мы называем бесписьменным: напевы существуют в устной традиции. Это касается не только народного пения. Эпическая поэзия (скандинавские саги, франкские "песни"), даже вполне авторские античные эпосы (Гомера или Гессиода) и немалая часть лирики трубадуров сохранялись в устной традиции. Их заучивали наизусть.

У устной традиции есть свои законы, не известные традиции письменной. Прежде всего, тот или иной напев, передаваясь от человека к человеку, неизбежно изменяется. Даже один и тот же певец не может на протяжении долгого времени исполнять напев так, как он его выучил: изменения проникают сами собой, непроизвольно. Он начинает брать дыхание там, где прежде его не брал, старается подчеркнуть отдельные слова, смысл которых теперь кажется ему особенно важным. Меняется длительность звуков, темп, даже сам рисунок мелодии. За несколько лет простой напев в одном и том же человеческом сообществе (деревне, племени, монастыре) может измениться до неузнаваемости. Что уже говорить о вариантах одного напева, возникающих в разных сообществах?  При этом носители устного творчества твердо убеждены, что исполняют именно то и именно так, как их некогда научили. Вариативность и вариантность − неизбежные свойства бесписьменной традиции.

Все это не очень существенно для народного творчества или локальных традиций. Но давайте представим себе ситуацию, когда подобные изменения касаются сферы, призванной объединять людей. Например, общенационального культа или, тем более, Церкви, что для нашей темы особенно важно. Песнопение, возникшее, к примеру, в Риме, разносится по лесистым просторам средневековой Европы, по пути обрастая вариантами. И в один прекрасный день оказывается, что богослужебное пение Рима и Парижа, Толедо и Шартра вообще не имеет между собой ничего общего. Что делать толедскому епископу, прибывшему в Рим? И как быть во время поместных или, еще хуже, вселенских соборов, если даже один и тот же Pater noster каждый поет на свою мелодию?

Стремление к единству, унификации, стимулирует поиск способа записи не просто словесного текста, но текста вместе с напевом.

Вторая причина для появления нотации в Средние века − трудности в обучении богослужебному пению. Каждому дню литургического года и праздникам многих святых соответствует собственный набор песнопений для Мессы и литургии часов − проприум. Песнопения, повторяющиеся изо дня в день (ординариум), выучиваются достаточно быстро. Но если песнопение исполняется лишь раз в год? Это требует огромного труда как от учителя, так и от ученика. Ведь "самостоятельное обучение" в условиях устной передачи невозможно: необходим носитель традиции, способный ее передать − буквально: из уст в уста, точнее, в уши.

Разумеется, все эти сложности, особенно проблема обучения, возникли задолго до Средних веков и вызвали создание различных способов фиксации, то есть записи напева. Нотация возникает тогда, когда появляется необходимость сохранить напев неизменным. Разумеется, для возникновения системы записи музыки − как и письменности вообще − в культуре должно существовать достаточно развитое абстракное мышление.

Древнейшим из документально известных способов нотирования является буквенная нотация − запись на основе букв греческого, затем латинского алфавита. Для нужд григорианского хорала буквенная нотация не вполне подходила, хотя была музыкантам известна, и предпринимались попытки ее усовершенствовать. По-настоящему "григорианской" стала невменная (она же курсивная) нотация − запись особыми знаками, невмами. Их аналогом в пении восточной Церкви были крюки. Если буквенная нотация была диастематической, то есть отображала точную высоту звуков, то невменная нотация этого первоначально не умела, что потребовало ее усовершенствования. Развитием невменной нотации была линейная: невмы стали размещаться на линейках. Система из четырех линеек, изобретенная Гвидо Аретинским, легла в основу квадратной нотации, которую мы используем в григорианском пении до сих пор.

Времена менялись, менялась музыка, появлялась необходимость отображать то, на что квадратная нотация была неспособна. Возникла мензуральная нотация (фиксирующая не только высоту звука, но и ритм), добавилась пятая линейка, более соответствующая широкому диапазону музыкального инструмента, изменилась форма значков: появились привычные современному человеку круглые нотки, в XX веке понадобилось изображать звуковысотные расстояния меньше полутона, и нотация снова изменилась.

Можно сказать, что способ записи музыки отражает определенный музыкальный стиль и идеально подходит именно к этому стилю. Для записи григорианики использовалась невменная и квадратная нотации. Обе имееют свои достоинства и недостатки. Взяв за основу нотацию квадратную (ведь невменная не отображает звуковысотности), приходится сверяться с более ранней невменной записью. Для этого издаются специальные версии григорианских сборников − дуплексы и триплексы, в которых "квадратная" строчка сопровождается одним или двумя курсивными вариантами.