Буквенная нотация

Опубликовано в Б

Буквенная нотация − нотная запись музыки, в которой высота звука обозначается буквами алфавита.

Высотный порядок звуков (от низкого к высокому) соответствует алфавитному порядку букв. В настоящее время является древнейшим видом нотации, сохранившимся в памятниках.

Древнейшие образцы записи музыки при помощи букв греческого алфавита датируются III в. до н. э. Однако наиболее раннее теоретическое описание буквенной нотации, дошедшее до нашего времени, было сделано намного позже, в VI в. н. э., Боэцием Северином (480 − 524/525).

Через Боэция греческая буквенная нотация стала известна средневековым музыкальным теоретикам, которые неоднократно пытались приспособить ее (уже в варианте латинского алфавита) к хоралу. Задачей этих попыток, как и других поисков в области фиксации музыки в X-XI вв., было усовершенствование существовавших форм адиастематической невменной нотации, то есть придание невмам определенной звуковысотности.

Использовалось всего семь букв: A − B − C − D − E − F − G. Было принято, что расстояние между B и C, также как E и F, равно полутону. Расположение невм вокруг этого полутона и его фиксация с помощью линии, обозначавшей положение звков C или F, положило начало линейной нотации. Буквы C и F, выставленные в начале такой линии, получили название ключей и до сих пор используются как в григорианской квадратной, так и современной классической системе нотной записи.

Помимо этих семи букв-звуков, Гвидо Аретинский различал две формы B: B mollis и B durum . B mollis образовывал с A полутон, B durum − целый тон.

В системе Гвидо буквенные обозначения от A до G означали абсолютную высоту звуков, в то время как изобретенные им слоговые названия (ut, re, mi, fa, sol, la) с полутоном между mi и fa использовались для разучивания напевов независимо от звуковысотных буквенных обозначений.

Исторически это разделение сохранилось в странах англоязычной традиции. В романских и славянских странах, а также в Израиле, Турции, Греции буквенные и слоговые обозначения взаимозаменяемы:

до=c, ре=d, ми=e, фа=f, соль=g, ля=a, си бемоль=b, си=h.

В этих странах для относительной (не привязанной к конкретной высоте звука) сольмизации используются числовые названия ступеней лада.