Офферторий

Опубликовано в О

Офферторий (лат. offertorium – место жертвоприношений) – обряд приношения Богу хлеба и вина перед Пресуществлением и песнопение, которое поется в это время.

В галликанском и восточных обрядах приготовление даров происходит до начала литургии. В римском обряде сохранился обычай процессии с хлебом и вином в начале литургии верных: первоначально народ приносил к алтарю вино и хлеб, которые диаконы помещали на алтарь. Следы этого обряда остались в папской Мессе и амвросианском обряде.

Oratio super oblata (молитва над дарами) изначально читалась священником тайно, в то время как народ пел псалом. Другие молитвы во время приношения даров были заимствованы из галликанского и мосарабского обряда и утвердились в Риме только в XIV в.

Песнопение на приношение даров, antiphona ad offertorium, входит в проприум Мессы. Как и другие части проприума, первоначально представляло собой целый псалом с антифоном. Ко времени составления Антифонария Григория Великого от псалма оставалось лишь несколько стихов. В тридентской Мессе сохранился только антифон без стихов (исключение – офферторий заупокойной Мессы Domine Jesu Christe).

Текст антифона обычно заимствуется из Псалтири и всегда связан с тайной дня (принесением вина и хлеба, как правило, не упоминается).

В OT антифон значительно короче обряда приношения даров, поэтому оставшееся время обычно заполняется игрой органа (если допускается литургическим временем) либо другим песнопением.

В NO из-за принципиального сокращения молитв на приношение даров возникает обратная ситуация: антифон оказывается длиннее (за исключением торжественных Месс с окаждением алтаря).

Как и к другим частям проприума, в Пасхальное время к антифону оффертория добавляется аллилуйя. Gloria Patri обычно не поется.

Офферторий XV воскресенья после Пятидесятницы (LUs, 1043):